Сегодня рабочая комиссия (в ее составе надзорные и контролирующие органы ведомства, специалисты научно-исследовательских институтов) изучает проектно-сметную документацию, технологию строительства и качество строительных материалов, из которых было построено здание аквапарка. Самым тщательным образом проверяются фундамент, купол и технологическое оборудование, обслуживающее аквапарк (тепловентиляторы и воздухообменники).
Это сообщение вызвало бурю вопросов. Вездесущие журналисты спрашивали: "Могло ли здание обрушиться из-за того, что было построено в необычайно короткие сроки? Кто контролировал ход строительства и принимал здание в эксплуатацию? Правда ли, что строители торопились потому, что одним из заказчиков аквапарка выступала супруга мэра Елена Батурина?" Николай Кошман стал подробно объяснять, что аквапарк был "запущен" в эксплуатацию в июле 2002 года, а акт подписан в сентябре того же года. Принимала здание администрация Юго-Западного округа столицы. При приемке претензий к строителям у принимающей стороны не было. Ему ничего не известно о Елене Батуриной, как одной из заказчиков развлекательного водного центра. В то же время он пояснил, что ничего страшного нет в том, что аквапарк был построен в небывало короткие сроки для такого сложного типа сооружений - полтора года. Если, конечно, при этом не была нарушена технология строительства. К примеру, одно из довольно часто встречающихся нарушений - это когда бетонные работы ведутся в холодное время года без учета температурного режима (бетон "укладывался" без обогрева). Тогда бетон через год-два начинает крошиться, и не исключается внезапное разрушение конструкции.
Собственно, именно этот вариант выглядит сегодня наиболее правдоподобным. В городе появились слухи, что еще осенью хозяева аквапарка собирались ремонтировать здание.
В любом случае, для того чтобы экспертам понять, что на самом деле произошло, требуются скрупулезные лабораторные исследования. Предварительное заключение появится не раньше следующей недели. Сегодня же, как сообщил Николай Кошман, прокуратура города возбудила уголовное дело по статье 109 - убийство по неосторожности (лишение свободы до пяти лет). На этом основании в воскресенье Госстрой приостановил лицензии турецкой строительной компании "Кочак иншаат Лтд" и двух проектных компаний: "Архитектурная мастерская "Сергей Киселев и Партнеры" и ЗАО "К". При этом туркам запретили продолжать строительство в других городах России - Самаре, Сургуте, Ханты-Мансийске, Омске, Казани. Если выяснится, что именно по вине строителей и архитекторов погибли люди - дирекцией этих фирм займутся прокуроры и суд.
Николай Кошман заверил, что если у кого-либо возникнет сомнение в объективности ведомственной экспертизы, будет организована независимая: свои услуги предложили канадские эксперты и строители, специализирующиеся на возведении аквапарков. Однако, не дожидаясь канадцев, столичные надзорные органы совместно со специалистами Госстроя намерены проверить надежность конструкций всех сложных сооружений столицы - это спортивные комплексы, крытые павильоны рынков, фитнес-клубы и другие куполообразные здания. При этом будут ужесточены требования к строительным и проектным фирмам. Лицензии будут отозваны, если владельцами не соблюдаются предъявляемые к ним требования. "У нас есть очень большие вопросы к ряду крупных строительных компаний", - намекнул Николай Кошман о предстоящей "зачистке".
Кстати, вчера же на заседании Правительственной комиссии по жилищной политике, которую возглавляет вице-премьер Владимир Яковлев, тоже обсуждались нелицеприятные вещи. Не секрет, что акт госприемки можно купить. Были бы деньги. Не страшны и контролеры - ушлые строители сегодня стараются приобрести две-три лицензии. Если одну лицензию "приостанавливают", фирма, словно жонглер, вытаскивает другой документ и преспокойно продолжает строить. У турецкой компании, кстати, как выяснилось, тоже оказались две лицензии на право строительства. Причем одна из них - просроченная.
В любом случае вину будет определять суд. Если окажется, что строители и проектировщики не виноваты, лицензии будут возобновлены и фирмам ничто не помешает продолжать свой бизнес. Между тем Николай Кошман сообщил, что в США, к примеру, только за сам факт "ЧП" со смертельным исходом фирмы лишаются права строить и проектировать на всю оставшуюся жизнь.