18.02.2004 04:50
    Поделиться

    Болеть только на 20 долларов

    Новые жесткие нормы фармакологии сделают лекарства недоступными для большинства российских семей

    Вот сухая статистика: в год "средний россиянин" принимает лекарств примерно на 20 долларов, француз - на 290, японец - на 450, а американец - на 550. Причем на Западе пациент в лучшем случае оплачивает 40 процентов от стоимости лекарств, выписанных врачом, в то время как россиянин - 70 процентов.

     

     

    В редакцию пришло письмо из Тулы. Читатель "РГ" Василий Кобзев пишет: "С каждым годом лекарства становятся для моей семьи все менее доступными. И это странно. Недавно узнал о стоимости субстанций, то есть того, из чего делается лекарство, и поразился: при действительно "смешных" ценах на полуфабрикаты фармацевтических препаратов мы имеем в аптеках уже совершенно иные ценники. На тот же готовый аспирин или анальгин. Неужели настолько сложно и дорого изготовить их на российских предприятиях? "

    Для начала мы тоже решили проделать некие простейшие расчеты, чтобы понять, как же складываются цены на отечественные лекарства. Нашли компанию, которая предлагает со склада в Москве субстанции того же отечественного анальгина и аспирина. Тут надо сразу сказать: абсолютное большинство наших лекарственных препаратов изготавливается или из китайских, или из индийских субстанций. Стоят они действительно копейки: килограмм вещества, из которого можно изготовить до десятка и более килограммов дешевого лекарства, редко тянет на пять - десять долларов.

    "Грошовые" препараты, полученные из столь же дешевых субстанций, и есть основа бизнеса абсолютного большинства российских производителей. По данным эксперта центра маркетинговых исследований "Фармэксперт" Светланы Грудачевой, 90 процентов выпущенных в России лекарств стоят меньше 5 рублей за упаковку (в ценах производителей). Сорок процентов всех этих медикаментов - давно устаревшие и малоэффективные, представляющие интерес только для жителей нашей страны. Их приобретают из-за отсутствия денег и просто по привычке.

    Расчеты

    Итак, что получается: фармацевтическое производство закупает субстанцию анальгина стоимостью 140 рублей (4,8 доллара) за килограмм и аспирина - 70 рублей (2,35 доллара) за килограмм. Из этого количества изготавливается по 2 тысячи стандартных таблеток. Выбранная методом "тыка" фармацевтическая фабрика в Москве продает это количество таблеток анальгина уже за 312 рублей (или 1 рубль 56 копеек за упаковку из десятка таблеток) и аспирина - за 240 рублей (1 рубль 20 копеек за такую же упаковку). Не с этих ли цен начинаются сверхдоходы отечественных участников рынка лекарств?

    Вот как ответил на мой вопрос о прибыльности такого бизнеса гендиректор компании, занимающейся исследованиями российского фармрынка, Олег Фельдман:

    - Наши предприятия делают минимальную наценку на свою продукцию, чтобы оправдать свои расходы на приобретение субстанций и наполнителей лекарств, амортизацию оборудования, тепло, воду, свет и прочее. И, естественно, чтобы получить весьма небольшую прибыль. Завышать цену - себе во вред, поскольку одни и те же препараты выпускают десятки предприятий, а стоимость упаковки регистрируется и становится известной всем участникам рынка. Но, на мой взгляд, цена на лекарства у наших предприятий все-таки очень занижена: если мы хотим, чтобы они развивались, имели оборотный капитал, стоимость их препаратов должна быть гораздо выше.

    Что ж, логика бизнесменов понятна. Только возникает вопрос: почему больной человек должен принимать во внимание чьи-то интересы? У него своя беда: не "как помочь отечественному производителю", а на какие деньги купить спасительные таблетки.

    Заводскую продукцию принимает или напрямую аптека, или чаще дистрибьютор, который будет распространять ее по городам и весям. Он предлагает тот же анальгин уже от 1 рубля 90 копеек до 2 рублей 63 копеек. В аптеках же Москвы эту упаковку можно приобрести от 2 рублей 40 копеек до 5 рублей 90 копеек. То есть стоимость лекарства, выпущенного в столице, в московской же аптеке может повыситься до четырех раз!

    Иное дело - аспирин. Поскольку он входит в список жизненно важных и необходимых средств, утверждаемых Минздравом РФ, то цены на него регулируются и стоимость его очень невелика: в пределах 1 рубля 50 копеек. Причем желающие могут приобрести тот же препарат, но импортный. Правда, по цене от 25 до 76 рублей.

    Чтобы умерить аппетиты посредников, предпринималось немало мер. Как на самом высоком, так и на уровнях пониже. Есть, например, постановление Правительства РФ о государственном регулировании цен на лекарственные средства, принятое в 2001 году. Но кто сегодня его помнит, знает, а главное, выполняет? В конце того же года бывший вице-премьер Валентина Матвиенко сообщила: отныне упаковки с лекарствами должны выходить с указанием цены производителя. Дескать, пусть покупатель видит в аптеке, сколько он переплачивает. Минздрав в ответ стал даже дважды в год регистрировать эти самые цены: мол, призовем к ответу, если что. Но дальше регистрации дело не пошло, интерес к лекарствам на самом высоком уровне как-то иссяк.

    В регионах тоже хватало деклараций о намерениях. К примеру, в Республике Коми в конце августа прошлого года местное правительство решило: аптеки республики должны продавать лекарства, превышающие отпускную цену производителя не более чем на 35 процентов. Не они первые - подобные же постановления принимались и в Москве, и в других регионах. Результат, как правило, один - ценовой беспредел на рынке лекарств продолжается. Потому что следить за исполнением этих благих пожеланий просто некому.

    Но ведь выход очевиден и прост: на самом деле достаточно указать цену изготовителя на упаковке и контролировать в каждом регионе надбавку к ней, как порядок на рынке будет наведен. Пришел, скажем, проверяющий в аптеку, посмотрел на ценники - и к заведующему: "Отпускная цена на этот препарат - 60 рублей, реализовать его можно с надбавкой 20 процентов, но у вас его стоимость - 189 рублей... Товар прошел через пять дистрибьюторов? Пусть хоть через десять, но вы завысили разрешенную цену в два с лишним раза. Придется отвечать!" Как отвечать? Да через ту же систему административного воздействия - от штрафа до снятия с работы. Словом, рычаги ответственности и контроля есть. Надо только привести их в действие.

    И все. Тысячи ненужных посредников исчезнут сами собой. В США, скажем, этим занимаются от 25 до 50 компаний. У нас их - то ли 4, то ли 6 тысяч. У них - многолетние стабильные цены. У нас стоимость медикаментов за последние два года выросла на 20 процентов.

    Мнение

    Рамил Хабриев, генеральный директор РАО "Биопрепарат", профессор:

    - В переходе на нормативы GMP есть и положительные моменты. Повысится гарантия качества лекарств, на рынок быстрее пойдут более современные препараты. Однако возвращать средства, затраченные на это, придется за счет потребителей.

    Но я считаю, что было бы глупо закрывать предприятия, которые не смогут провести модернизацию. Например, стоило бы разрешить им выпускать прежний ассортимент и по прежним ценам, но предъявлять более жесткие требования по качеству препаратов; не выдавать лицензию на производство других лекарств.Соответственно на столько же упала и их доступность.

    Прогнозы

    Сегодня при всем неблагополучии лекарственного рынка России есть выбор: покупать тот же аспирин за рубль с полтиной или платить 50 рублей за "фирменный". Но после 2005 года россиян лишат и такого выбора: за любой аспирин уже однозначно придется выложить как за импортный. Благодарить надо Минпромнауки и Минздрав РФ, которые решили осчастливить россиян препаратами мирового уровня. Для чего и обязали несколько лет назад все
    отечественные предприятия переоборудовать свои производства по международным правилам приготовления лекарств GMP.
     

    Под их жесткие требования попадают все звенья выпуска фармпрепаратов - от технических характеристик аппаратуры до устройства и количества дверей в цехе. Однако на наших ныне действующих предприятиях этим нормам не соответствует, оказывается, ничего: ни фундаменты, ни стены, ни специалисты, ни тем более оборудование...

    - Прошлым летом я заплатил миллион долларов только за проект нового цеха для выпуска современного препарата, оставив на четыре месяца людей без зарплаты, - рассказывает директор небольшой фармацевтической компании.

    У тех единиц производителей, которые выстоят перед натиском международных норм, цена "правильного" аспирина и других препаратов сравняется с мировой. Анальгин же и сотни прочих дешевых и доступных миллионам людей лекарств отомрут вместе со своими производителями. Препараты ближней заграницы, где их продолжают выпускать, тоже станут нам недоступны: нельзя допускать в страну "нестандартные" таблетки. Отныне нам придется пользовать больных только высококачественной продукцией.

    Кстати, сегодня среднестатистическая упаковка отечественного препарата в четыре раза дешевле импортной. Когда из-за расходов на GMP мы будем вынуждены перейти на мировые цены, резко снизится потребление лекарств. Хотя и без того одному россиянину ежегодно достается их всего на 600 рублей - как раз на упаковку не самого дорогого импортного аспирина в месяц. Так что он скорее протянет ноги, чем "потянет" эти новые цены.

    Поделиться