18.02.2004 03:05
    Поделиться

    Выборы-репетиция

    Есть ли интрига у президентских выборов

    Тем не менее такое событие, как выборы главы государства, случающиеся всего-то раз в четыре года, по определению нельзя отнести к рядовым. Конечно, на сей раз драматизм ситуации не тот, что в 1996 или 2000 годах. Тогда спорили между собой два диаметрально противоположных взгляда на исторические пути России, и победы Ельцина, а затем Путина твердо обозначили (в 1996 г.) и сделали окончательно необратимым (в 2000 г.) выбранный маршрут. О чем свидетельствует и новый расклад парламентских сил, в котором коммунистам не досталось никакой властной перспективы.

    Так в чем же тогда интрига марта 2004 года, когда действующему главе государства придется лишь подтвердить взятый курс и получить от избирателей четырех летний мандат на его продолжение?

    Видимо, в том, что всеми участниками президентской гонки, включая главного игрока на политической арене - Кремль, который представлен в ней сразу двумя кандидатами (Путин и Миронов), выборы рассматриваются как репетиция 2008 года. При этом "прогоняются" несколько возможных сценариев.

    Откровенным маргиналом в списке семи кандидатов выглядит Олег Малышкин. Но затея с его выдвижением не так примитивна и балаганна, как кажется на первый взгляд. Жириновский никогда ничего не делает просто так (впрочем, это можно отнести ко всем силам и личностям, участвующим в политическом процессе). Лидер ЛДПР счел, видимо, нецелесообразным заниматься самосожжением на фактически безальтернативных выборах 2004 года. Успехом для него мог бы стать лишь результат, не худший или ненамного худший, чем в минувшем декабре, а этого достичь в конкуренции с Путиным практически невозможно. Вот через четыре года, можно не сомневаться, Владимир Жириновский вновь возникнет в числе соискателей, тем более что благодаря заметной роли в Госдуме он все это время будет оставаться на виду.

    Хуже с этой точки зрения выглядят перспективы Ирины Хакамады. СПС в парламенте не представлен, и главная проблема для этой партии, как и для "Яблока", - фактическое отсутствие в течение четырех ближайших лет в активной политической жизни. После такого перерыва что Явлинскому, что Чубайсу, что Немцову будет, безусловно, трудно предстать перед народом в качестве кандидата в президенты. Хакамада своей "самодеятельностью" хоть как-то заполняет этот временной пробел, пытаясь зафиксировать либеральную идею в сознании избирателей.

    Правда, есть еще один либерал, пусть не московского, а лондонского "разлива", - Иван Рыбкин. Но с учетом cтранной ситуации с его таинственным исчезновением рассматривать его как серьезную политическую фигуру сложно.

    На левом фланге ситуация чуть лучше. Если Николаю Харитонову нынешнее руководство КПРФ уготовило примерно ту же роль, что ЛДПР - Малышкину ("запасной игрок", который должен прикрыть собой лидера, в данном случае - Геннадия Зюганова, не пожелавшего вновь оказаться проигравшим), то Сергей Глазьев явно нацелен на 2008 год. Уверенности в собственных силах ему, безусловно, придал успех на думских выборах возглавляемого им блока "Родина". Но декабрь не март, и уверенность эта, на глазах перерастающая в самоуверенность, может растаять под весенним солнышком, поскольку скорее всего она не будет подкреплена, как в декабре, поддержкой властных структур.

    Остается самый загадочный претендент - Сергей Миронов. О его истинных намерениях можно, видимо, только догадываться. Сам он объяснил свой шаг желанием "подставить плечо" Путину. Мотив, бесспорно, благородный (тем более если учесть совместное питерское прошлое Президента и спикера Совета Федерации), но для политика такого уровня - недостаточный. Более или менее понятно, когда с теми же аргументами выступали два бизнесмена, якобы стремившиеся в президенты. Но они сняли свои кандидатуры, осознав, что как раз в их случае выборы действительно бессмысленны и чреваты бесполезными финансовыми затратами.

    Уверяет Миронов и в том, что его участие в кампании никак не согласовывалось с Кремлем. Возможно. Как возможно и то, что Кремль просто не мешал самовыдвижению спикера. Его желание "подставить плечо" уж точно нашло там позитивный отклик. И почему не найти? Ведь очевидно - с включением Миронова в предвыборный марафон избирательная кампания обретает более интригующий характер. И Президенту важно, чтобы в выборах участвовали политики, осознающие свою ответственность за судьбы демократических реформ в стране. Судя по рейтингам, большинство избирателей мало прислушиваются к разговорам об угрозах диктатуры, вроде бы исходящих из Кремля. Об этом свидетельствует и убедительная победа "Единой России" на парламентских выборах: россияне тем самым поддержали политический курс Путина.

    Миронов, к слову сказать, способен "подобрать" тот электорат, который в декабре голосовал не столько против Путина, сколько за его более либеральную альтернативу, например, за "Яблоко". Вполне можно спрогнозировать, что голоса "яблочников" и даже умеренных правых лягут на сей раз на "мироновский счет".

    На своей встрече с доверенными лицами Владимир Путин дал понять, что рассматривает президентские выборы-2004 сквозь призму выборов 2008 года. Наивно предполагать, что о 2008 годе думает только глава государства. Сценарии возможного развития ситуации разрабатываются сейчас во многих высоких кабинетах. Вписывается ли в них фамилия того же Миронова? Не исключено. В этот узкий круг потенциальных выдвиженцев, известно, включают по степени политического веса. И Миронов явно настроен на то, чтобы уже сейчас, загодя, этот свой вес солидно прирастить.

    Так что будем следить и за мартовской интригой. Выборы, какими бы беспощадными они ни казались, бессмысленными не бывают.

    Поделиться