Молчи, груз, молчи

Прежде чем рассказать о результатах встречи, отметим один немаловажный нюанс. Когда создавался таможенный союз, Россия добровольно делегировала Беларуси право таможенного оформления и взимания соответствующих платежей в отношении грузов, следующих транзитом на российскую территорию. Что, кстати, происходит и в отношении грузов, идущих через Россию в Беларусь. Эти процедуры осуществляются по национальным законам. Дело в том, что, несмотря на гармонизацию большинства ставок таможенных пошлин, в наших государствах до сих пор действуют разные таможенные кодексы.

А теперь возьмем, к примеру, такую типичную ситуацию. Российская фирма, в адрес которой якобы следует недостоверно задекларированный груз, оказалась фиктивной. В этом случае он зачастую попадал на прилавки белорусских магазинов, подрывая конкурентоспособность товаров, владельцы которых сполна уплатили налоги и таможенные пошлины. В особенности это касается телевизоров, холодильников, стиральных машин и другой дорогостоящей бытовой техники.

Кстати, российские чиновники сами откровенно признают, что около половины, а то и более этого товара попадает в страну по разнообразным "серым" схемам. Но теперь не через Беларусь. Очевидно, те, кто стремится сэкономить на таможенных платежах и налогах, нашли другие пути. Не потому ли в ход пущены даже фальшивки. Одна из них появилась недавно в прессе: якобы Польша обратилась в Международный совет автомобильного транспорта с заявлением о том, что при пересечении границ Беларуси не соблюдается Конвенция по автоперевозкам. Однако, как выяснилось на днях в ходе заседания рабочей группы МСАТ в Женеве, ни у этого совета, ни у польского союза автомобильных перевозчиков претензий к Беларуси нет.

Вот и упомянутые консультации таможенников наших стран прошли в чисто деловом ключе. Итогом встречи стал совместно принятый протокол. "Мы пришли к единому мнению, что надо соблюдать на границе общий порядок", - сказал корреспонденту "СОЮЗа" представитель белорусского таможенного комитета. Специалисты обсудили ситуацию с конфискацией и задержанием товаров и транспортных средств, следующих в Россию. Белорусским коллегам переданы методические пособия ГТК России по таможенному делопроизводству. Стороны согласились, что надо оперативнее обмениваться информацией о нарушениях законодательства при перемещении грузов через границу.

К слову, товар и транспорт нарушителей конфискуется не по воле белорусских таможенников. Решение принимает суд на основании законов. Белорусская сторона согласна даже конвоировать до границы России грузы и автомобили фирм, заподозренных в нарушениях, с тем, чтобы российские власти сами устанавливали истину. Председатель ГТК Беларуси Александр Шпилевский назвал примерную стоимость такой услуги - около 600 долларов.

Так что, как отметил на встрече с Сергеем Франком белорусский премьер-министр Сергей Сидорский, тупиковых ситуаций в отношениях между нашими транспортниками и таможенниками нет. Впрочем, по общему признанию, кардинальным решением проблемы стало бы принятие общего таможенного законодательства.