19.02.2004 03:20
    Поделиться

    Билет в средний класс

    - Как показывает ваше исследование, за последние пять лет все больше россиян относят себя к среднему классу. Почему? Что случилось?
    - Потому что появилась стабильность. Я думаю, люди ощутили не столько прибавление богатства - своего и чужого, сколько изменение системы отношений, ситуация им стала более-менее понятной.

    - Что люди считают главным признаком принадлежности к среднему классу?
    - Чаще всего в качестве критерия респонденты называют уровень дохода (60% опрошенных), хотя представления об этом уровне очень сильно различаются. Чаще всего люди говорят о "достатке", позволяющем человеку жить в соответствии со своими запросами.
    Только 4 процента указали конкретную сумму доходов и разброс оказался весьма велик. Минимальная - 2000 рублей на человека в месяц. Максимальная - 3000 долларов. Но большинство называют сумму от 5 до 20 тысяч рублей. Впрочем, такая разница в обыденных представлениях о доходах неудивительна: даже специалисты подразделяют средний класс по уровню дохода на два-три слоя.

    - Из каких представлений исходят люди, определяя критерии?
    - Из разных. Для кого-то это стандарты потребления в той среде, где живет человек. Для кого-то стандарты, пришедшие с Запада, точнее из телевизионных картинок о "жизни на Западе".
    Кто-то говорит, что таким людям "есть на что купить хлеб", а кто-то перечисляет материальные признаки образа жизни западного буржуа: "... собственный дом от 300 кв. м, возможность отдыхать за границей, получать образование, которое хочешь, следить за своим здоровьем на уровне современных требований" (из обсуждений на фокус-группе в Воронеже).

    - А эти стандарты похожи на советские?
    - Расхожая формула жизненного успеха советских времен: три ключа - от квартиры, дачи, машины. Сейчас такой человек уже не богач, скорее его относят к среднему классу. К слою "выше среднего" относятся сегодня те, у кого есть возможность поехать "отдыхать на Мальдивы", "иметь дачу на Канарах и шестисотый "Мерседес". Но надо заметить, что и противоположный полюс - "самые бедные" - приобрел зримые черты бомжей, голодных.
    Вот одно из характерных высказываний о современном среднем классе: "Чтобы ездить, среднему классу надо не "Мерседес", надо иметь "колеса", чтобы свободно передвигаться... Для этого можно и "Жигули" 9-й модели иметь" (обсуждение на фокус-группе в Воронеже).

    - Но доход и имущество, наверное, все-таки не единственные критерии принадлежности к "среднему классу"?
    - Конечно, довольно часто наряду с доходом упоминается социальный, профессиональный, должностной статус. Это депутаты, начальники, коммерсанты, учителя, врачи, крестьяне, пенсионеры.
    Специалисты считают, что только совокупность признаков позволяет говорить о сформированном слое среднего класса. Чаще всего таковыми являются - доход, владение недвижимым и движимым имуществом, профессионально-квалификационный статус и успешное адаптивное поведение. Если эти характеристики не согласованы (например, человек с высокой квалификацией имеет низкий доход), говорят, что средний класс не сформирован, что он существует лишь в виде "прототипов".

    - А как люди воспринимают такие несоответствия: образование высокое - доход низкий и т.п.?
    - Болезненно. Не менее болезненно люди воспринимают и то, что представители среднего класса не пользуются должным уважением. Опрашиваемые довольно часто называли представителей среднего класса тружениками, культурными и воспитанными, самостоятельными и ответственными, давали им позитивные этические и политические характеристики: "человек, живущий честно на свои заработанные деньги"; "сила, гордость нашего народа"; "польза для страны".
    Но эта социальная роль среднего класса, по мнению участников фокус-групп, систематически подрывается властями.
    В этом контексте средний класс - не столько статус, сколько система отношений между гражданами и государством. Государство должно относиться к наиболее активной части населения с уважением к его правам. А эта часть населения в ответ обеспечивает стабильность и благополучие всей общественной системы. Но в нашей стране, считают некоторые участники дискуссий, власть не защищает права граждан. Резюме большинства дискуссий: "возможностей мало у этого класса, а ответственности много, помощи от политиков нет этому классу".

    - Насколько устойчиво положение среднего класса?
    - У представителей среднего класса есть потребность в социально-политической стабильности. "Я считаю, что "средний класс" - это люди, которые достигли своего положения, они им довольны и не хотят его потерять, потому что перемены - это не всегда к лучшему, это может быть и хуже", - говорил один из участников обсуждения. Именно поэтому многие говорят о "консерватизме" представителей среднего класса.
    Угроза произвола подрывает ощущение устойчивости и позволяет этим людям говорить об отношении к ним как к "марионеткам". Особенно болезненно воспринимают такую ситуацию мелкие предприниматели.

    - Что еще особенно ценно для российского среднего класса?
    - Очень ценно ощущение свободы. В том числе и политической.
    Участники массового опроса и участники дискуссий вообще довольно много размышляли о нормах и ценностях - видимо, идет процесс формирования группового самосознания.

    - Каков стиль жизни представителя среднего класса?
    - Это профессионал-трудоголик, активный, предприимчивый, рациональный, осознающий право на материальный комфорт и защиту своих прав и свобод. У него долгосрочные стратегии: устойчивость положения и возможность передавать детям завоеванные социальные позиции для него важнее сиюминутных удовольствий.

    - Что, по-вашему, самое важное в автопортрете представителей среднего класса?
    - Ощущение уверенности в том, что им удастся достичь благополучия благодаря собственным усилиям и профессионализму.

    На вопрос "За последние два-три года средний класс в России увеличивается, уменьшается или остается таким же по величине?" Фондом "Общественное мнение" получены следующие ответы:
    Уменьшается - 17%
    Увеличивается - 32%
    Остается таким же - 21%
    Затрудняюсь ответить - 14%

    Поделиться