19.02.2004 04:00
    Поделиться

    Основной закон Союза

    Павел Бородин, Государственный секретарь Союзного государства:

    - Главная задача Конституционного Акта - определить государственное устройство и правовую систему Союзного государства. Принятие Конституционного Акта имеет основополагающее значение и для полноценного правового формирования всех необходимых структур Союзного государства, и для нового мощного рывка в экономической интеграции.

    Белорусы и россияне веками жили вместе, и сегодня мы вместе строим наш Союз. Я уверен, что он будет построен. И 2004 год станет решающим в становлении Союзного государства.

    Вадим Попов, председатель палаты представителей национального собрания Республики Беларусь:

    - Перед новым составом белорусско-российской комиссии по подготовке проекта Конституционного Акта, сопредседателем которой я являюсь, на заседании Высшего Госсовета в январе прошлого года была поставлена конкретная задача: завершить разработку проекта в сжатые сроки. Вместе с группой белорусских и российских экспертов комиссия тщательно изучила ранее подготовленные материалы, обобщила ценные предложения, которые отвечают интересам обоих государств и интересам Союзного государства. Основательно выверялись все формулировки, коллективно анализировались и обсуждались спорные положения, проводились консультации по наиболее важным вопросам. На заседаниях комиссии рассмотрено 175 предложений и замечаний членов комиссии, 93 из них учтены. В результате такой конструктивной работы был оперативно подготовлен проект Конституционного Акта.

    Владимир Аксенов, ответственный секретарь парламентского собрания Союза Беларуси и России:

    - В проекте Конституционного Акта определены ветви власти. Понятно, что строить государство без правовой системы нельзя. Поэтому необходимо уточнение предметов ведения. Союзное государство должно иметь собственные полномочия, которыми его наделяют два государства-участника Договора. В существующем сегодня Договоре и проекте Конституционного Акта предусмотрены сферы исключительного ведения Союзного государства, сферы совместного ведения и то, что остается в национальной компетенции. И конечно, чтобы такой Конституционный Акт был документом соответствующей правовой силы, чтобы он был действителен для каждой страны, должны быть внесены поправки в конституции двух стран. В этом вся сложность.

    Существует еще одна тонкость. Можно делегировать Союзному государству символические полномочия, тогда и государство будет символическим, потому что над ним будут довлеть национальные законодательства. Можно дать много полномочий, можно найти и "золотую середину", которая устроит обе стороны. Мне представляется, что если одна готова к большему, а другая к меньшему, то надо и идти к этому меньшему, но единому. Зафиксировать ситуацию, проанализировать, в чем проблема, и двигаться дальше. Только так можно строить единое государство. И тогда возникнет наднациональная правовая система.

    Лев Могилевский, профессор, эксперт постоянного комитета Союзного государства:

    - Референдум по принятию Конституционного Акта Союзного государства может состояться уже осенью 2004 года. Референдум возможен в том случае, если Высший Государственный Совет Союзного государства одобрит его проведение на своем заседании, которое предположительно пройдет в апреле. В настоящее время ведется работа по подготовке окончательной редакции проекта Конституционного Акта. Значительно расширено число специалистов, участвующих в его разработке: если раньше проектом занималась узкая группа экспертов российско-белорусской комиссии, то теперь к работе подключились представители администраций президентов России и Беларуси, Совета министров, Постоянного комитета. Костяк документа уже готов. Однако самая значительная работа, на мой взгляд, предстоит после проведения президентских выборов в России 14 марта, по результатам которых возможны изменения в составе правительства России, а значит, и в кругу тех, кто занимается разработкой проекта Конституционного Акта. Именно новому составу специалистов предстоит согласовать спорные вопросы в законодательстве союзных стран.


    По сообщениям корр. "СОЮЗа" и пресс-службы Парламентского Собрания Союза Беларуси и России.

    Поделиться