Алексей МАКАРКИН, заместитель генерального директора фонда "Центр политических технологий":
- И сейчас, и через пять лет в Крыму будет продолжаться процесс украинизации. Ведь романтическое настроение начала 90-х, когда там выдвигались идеи об отходе к России, активизировались пророссийские силы, связанные с личностью первого крымского президента, прошли. Процесс украинизации - явление объективное. Более того, такое положение вещей уже закреплено российско-украинским "большим" договором о дружбе и сотрудничестве 1997 года, где наша сторона признала независимость и неделимость Украины, а соответственно и отказалась от притязаний на Крым.
Впрочем, украинизация Крыма не имеет ничего общего с украинским национализмом в том виде, в котором он существует на западе Украины. Это умеренная, не конфронтационная украинизация, по "восточному" типу. В первую очередь это признание крымчанами собственной национальной идентичности и желание и дальше развивать связи с Россией.
Наверняка Россия не будет поддерживать и разжигать сепаратистские настроения в Крыму. Мы ведь сами имеем печальный опыт сепаратизма на Кавказе. К подобному выводу можно прийти и на примерах нынешней политики России в СНГ. Россия отказалась от ставки на Приднестровье в разговоре с Молдавией, мы ведем переговоры с Саакашвили и не пытаемся усилить Ардзинбу или Абашидзе. В Крыму же почвы для сепаратизма еще меньше, пророссийские движения там в значительной мере маргинализировались. Отказ от давления на Украину в этом вопросе есть признание цивилизованных правил игры. Россия уже не рассматривает правительства сопредельных государств как недоразумения, а относится к ним как к серьезным партнерам. Вероятно, помимо прочего мы будем обсуждать с правительством Украины вопросы, связанные с русским и русскоязычным населением, однако это не будет касаться только Крыма.
Сергей МАРКЕЛОВ, руководитель политконсалтинговой группы "Марк коммуникейшен":
- Через пять лет Крым будет территорией договоренностей между Россией и Украиной, территорией содружественного природопользования. Для нас Крым - это стратегический морской выход в Средиземное море и океан. И именно этим нам дорог. Очевидно, что пытаться как-то отнять Крым у Украины никто не будет. Вспомните Тузлу, какой поднялся скандал из-за нескольких метров украинской территории! России нужно вести нормальные, корректные переговоры по интересующим вопросам, не передавливая. Это касается и всего спектра тем по положению русских в Крыму: понятие "территория компактного проживания" из мировой дипломатии еще никто не исключал.
Сергей МАРКОВ, директор Института политических исследований:
- Я думаю, что Крым к России в будущем не присоединится. Дело в том, что независимость Украины обеспечена не ее государственной властью и не армией, а современным мировым порядком, который зафиксировал распад Советского Союза как условие недопущения создания мощной державы, способной противостоять Западу. Поэтому целостность Украины защищена всей мощью Соединенных Штатов, Франции, Великобритании и других стран.
Другое дело, что наиболее яркая угроза Крыму, - это превращение в подтурецкую территорию, благодаря крымским татарам, которые с украинских властей выбивают себе особые права. Нельзя говорить и о независимости полуострова: он может существовать только как протекторат.
Навряд ли судьбу Крыма изменит возможный приход к власти на Украине Виктор Ющенко. Если он станет безвластным президентом, как того сейчас добивается Кучма, то тогда отход Крыма под влияние Турции - дело решенное. Если же новому лидеру удастся сконцентрировать власть в своих руках, то силы, стоящие за его спиной, постараются использовать полуостров в качестве очага раздора между Россией и Украиной.
Вообще использовать Крым как козырь во внешней политике - большая ошибка. Это не точка раздора, а некий якорь, которым Украина прицеплена к нам. Фактически Крым всегда был российским, и Украина в одно время даже была готова его отдать, но российское руководство в лице Ельцина так и не воспользовалось представившимся случаем.