20.02.2004 09:20
    Поделиться

    За правдой - в Москву

    Конституционный Суд РФ признал правоту жительницы поселка Усть-Нытва в споре с правоохранительными органами

    Более четырех лет вела борьбу за справедливость многодетная учительница из далекого уральского поселка. О том, что Конституционный суд принял решение в ее пользу, Татьяна Аликина узнала от корреспондента "РГ": письма в Усть-Нытву идут долго.

     

    На Урал Татьяна Николаевна перебралась в 1979 году - поближе к сестре. За плечами имела лесотехнический техникум и работать стала по специальности - на Нытвенском сплавном участке. Спустя 15 лет заочно окончила лесотехническую академию. Когда в 90-х годах участок начал разваливаться, в числе первых пыталась сохранить производство, рабочие места. Во вновь образовавшемся ЗАО имела солидный пакет акций. Но удержать производство на плаву не сумела: цены на пиломатериал стояли на нижней отметке, средств для развития не было, акционеры - в большинстве местные пенсионеры - проявляли интерес больше к дивидендам, чем к реинвестированию.

    В этот момент и появился покупатель на акции Татьяны. Сделку толком не оформили, большая часть договоренностей осталась на словах. Со временем в Нытвенский районный суд последовали встречные иски: о невнесении платы за акции, об исчезновении имущества... К моменту, который стал переломным в судьбе Татьяны, прошло уже не одно судебное заседание.

    Драматические события разыгрались 25 декабря 1999 года. Татьяна Аликина находилась в собственном огороде, когда ее окликнул незнакомый мужчина. И даже тогда, когда посетитель выстрелил в ее собаку, женщина еще не осознавала, что происходит. Помахав перед глазами корочками, мужчина начал заталкивать ее в машину (позже во время заседания районного суда возникнет вопрос о возмещении ущерба, причиненного гражданкой Аликиной... автомашине). В райотделе женщине пообещали предъявить постановление об аресте, раздели и затолкали в камеру. И сейчас еще Татьяна меняется в лице, вспоминая подробности того дня. Например, ее украшения, несмотря на наличие пробы, зарегистрировали как металлические предметы желтого цвета. Сказали: "Мы не ювелиры". Какие мелочи иногда западают в душу...

    Хорошо помнит Татьяна и своих сокамерниц. Одна сидела по третьему разу, у другой - 17 приводов. Именно они-то и отнеслись к Аликиной по-человечески. На третий день Татьяну выпустили. Упоминали статью 201 УК, заставили подписать какие-то бумаги.

    Аликина обратилась в районный суд с иском о возмещении морального ущерба. Потом с тем же - в областной и, наконец, в Верховный суд. Ущерб оценила в 50 тысяч рублей: более чем скромно, если учесть все обстоятельства задержания и содержания под стражей. При процедуре присутствовали не только дети Татьяны, но и ее ученики: она в то время уже преподавала в Усть-Нытвенской школе. А вся Усть-Нытва - два десятка дворов, занесенных снегом до самых окон. Какое развлечение для поселка - смотреть, как учителке руки крутят!

    - Сказать, что я была расстроена - значит, ничего не сказать, - вспоминает Татьяна Николаевна. - Эти две ночи в камере я совсем не спала. Дома остались дети: дочери - 6 лет, младшему сыну - 2 года. История разнеслась по поселку. Последующие разбирательства тоже не пошли нам на пользу. Запугивали меня, терроризировали детей, собаку погубили. Перестала приходить почта. Решение областного суда я обнаружила в почтовом ящике в таком виде, что не смогла прочесть. Теперь почту получаю до востребования. Дочь не решилась отдать в поселковую школу. Сыновья отсоветовали: сказали, будут издеваться над ней так же, как над ними...

    Та поселковая школа сегодня уже закрыта - слишком мало учеников. С прошлого августа Татьяна Аликина преподает в Нытвенском ПТУ. Работает мастером по лесному хозяйству.

    - Я всегда была упорной, требовательной к себе, к детям. Я ведь и от них требую этого - всегда идти до конца, добиваться цели.

    Поделиться