20.02.2004 04:30
Поделиться

Газпромах

Президенту Александру Лукашенко решение об удовлетворении московского ультиматума далось на пределе возможностей: видимо, он до последнего рассчитывал как-то уговорить Москву. "...Будем собирать от лекарств, чернобыльцев, от тех, кто в окопах гнил. Соберем мы эти 200 миллионов долларов и снимем проблему, тогда перестанут нами манипулировать и перестанут нас шантажировать", - сказал Лукашенко на совещании с членами правительства. "Эти деньги" - это 50 долларов за тысячу кубов, цена газа, по которой теперь Минск будет покупать его у России. Заметим, что даже эта цифра далека от мировой (110-130 долларов). О судьбе тех, кто также "гнил в окопах" и, живя теперь на территории России, платит за блестящие социальные программы белорусского президента, Лукашенко как-то не вспомнил.

Конфликт разрешился к всеобщему облегчению. Накануне белорусский президент показал, что у него есть свой рычаг давления на Москву. В среду Белоруссия наконец-то осуществила свою угрозу и после очередного ограничения поставок газа стала просто-напросто воровать топливо, шедшее через территорию этой страны в Западную Европу. В ответ Россия тут же полностью перекрыла заслонку. Но под угрозой оказались международные контакты России, а также снабжение газом Калининграда. Как сообщил "Газпром" в своем пресс-релизе, вчера компания была вынуждена задействовать резервные ветки, ведущие в Литву и Калининград в обход Белоруссии. Но мощности этого трубопровода хватило только на самые неотложные нужды. Короче, надвигался тупик, но Лукашенко неожиданно решил не доводить дело до скандала с ЕС и принял условия Москвы.

Однако, похоже, отношения между нашими странами теперь надолго будут отравлены газом. Как заявили представители белорусского правительства, эта страна намерена пересмотреть список льгот, которыми пользуются российские товары при движении через территорию этого государства. Положа руку на сердце, цена этим льготам - грош в базарный день. "Дерут с наших трейлеров три шкуры, придумывают платные дороги, а чтобы создать видимость альтернативы, с издевкой показывают на какой-то проселок - вот вам альтернатива. Принимают странные постановления вроде такого: кто не зарегистрировался на территории Белоруссии как хозяйствующий субъект, имущество того конфискуется", - делится с корреспондентом "РГ" высокопоставленный источник в российском Правительстве.

Тем не менее уже сегодня можно прогнозировать новые потери России. Если раньше нашей головной болью был только транзит товаров в Калининград, теперь под угрозой может оказаться вообще все европейское направление. У Белоруссии, отмечают эксперты, есть единственное преимущество, геополитическое: она как шлагбаум лежит между Россией и Европой. И Минск решил выжать из этого преимущества максимум.

"Так Россия никогда не поступала ни с одним государством, которые годами берут газ и не платят за него", - сказал вчера Лукашенко, имея в виду наши отношения с Украиной. Но и с Россией так, как Белоруссия, еще никогда не поступали, и кто - государство, которое претендует на звание союзного. Теперь союзный президент обвиняет своего партнера в терроризме: "Это акт терроризма на самом высоком уровне, когда в 20-градусный мороз страну и народ - не чужой народ, у половины которого в жилах течет русская кровь, лишают природного газа", - сказал он. Лукашенко никогда не стеснялся в эпитетах в адрес российского руководства, но теперь, похоже, превзошел самого себя. Возможна ли дружба наших стран в нынешнем формате после такого? Казалось бы, нет. Однако политики известны одним свойством: наговорить, а потом забыть. Если Белоруссия на самом деле начнет предпринимать агрессивные действия против российских товаров и получит еще один достойный ответ, хорошая дружба с Москвой станет Минску выгодней "худого мира", а хлесткие слова забудутся, как будто и не было их.