Жилищно-коммунальная отрасль еще с советских времен грешила абсолютной непрозрачностью своей экономики. Когда за жилье, тепло и воду люди платили копейки, это вовсе не означало, что в действительности это столько и стоит. К реальной себестоимости услуг платежи эти никакого отношения не имели. Плюс тарифы на воду, тепло, электроэнергию для промышленности намного превышали расценки для населения. В общем же, главенствовал один, и далеко не самый эффективный с экономической точки зрения, принцип - затратный. Это означало, что львиная доля затрат жилищно-коммунальных предприятий просто покрывалась из бюджета. И насколько обоснованными были эти затраты, проверить местные власти, распоряжавшиеся бюджетами, удосуживались далеко не всегда (да и не всегда могли). Коммунальные предприятия же, в свою очередь, были элементарно не заинтересованы в том, чтобы лучше работать - внедрять энергосберегающие технологии, к примеру, или вовремя проводить профилактические ремонты, чтобы в дальнейшем избежать аварий. Ведь снижение затрат на производство коммунальных услуг тут же автоматически "тянуло" за собой снижение бюджетных вливаний в отрасль.
Когда бюджетные дотации в отрасль стали стремительно сокращаться, вся эта "кривая" экономика тяжелым бременем легла на плечи населения. И хотя правительственные чиновники неоднократно заверяли, что население не должно оплачивать потери в теплотрассах и утечки в водопроводах, фактически до сих пор это и происходит. Для этого достаточно посмотреть, к примеру, норму расхода воды на человека в любом российском городе - нормы эти завышены в разы по сравнению с тем, что можно выпить и потратить на душ со стиркой, даже если круглосуточно не вылезать из ванной.
Что касается тарифов, то многочисленные проверки, проведенные в различных городах, неизменно показывали одну и ту же картину: коммунальщики завышают расценки на свои услуги чуть ли не в полтора раза...
Первый шаг в стремлении сделать наконец ценообразование в отрасли четким и прозрачным сделан. Правительство утвердило "Основы ценообразования в сфере ЖКХ". "Затратный" принцип должен уступить место формированию цен и тарифов методом "экономической обоснованности расходов". Какие именно расходы коммунальных предприятий будут считаться "обоснованными", а какие - нет, станет ясно, впрочем, позже. Публикуемый сегодня документ - рамочный. Он скорее говорит, "как оно должно быть в идеале", чем расшифровывает, как же все это будет в действительности.
Но кое-какие принципы, зафиксированные в документе, можно только приветствовать: например, принцип открытости информации о ценах и тарифах и о порядке их утверждения, принцип соблюдения баланса экономических интересов и собственников жилья, и производителей услуг, и жильцов.
Документ, кроме того, подтвердил, что тарифы просчитываются на год вперед параллельно с версткой местных бюджетов и их изменение в течение года возможно лишь при внесении соответствующих поправок в эти бюджеты. Заодно установлены и вполне конкретные причины, дающие основания для пересмотра действующих тарифов, что тоже вносит ясность в картину ценообразования.
Что касается конкретной "арифметики", то в течение полугода Госстрой совместно с Минфином, Минэкономразвития и ФЭК должен будет представить методику расчета цен на услуги по содержанию и ремонту жилья, за найм помещений, а также коммунальные тарифы.