Причины, по которым рассорились руководители профсоюзной Российской партии труда (РПТ), достаточно банальны - в списках избирательного блока "Родина" места на всех не хватило. Та часть партии, которую возглавил руководитель независимого профсоюза "Соцпроф" Сергей Храмов поспешила присоединиться к блоку евразийцев и, естественно, в Думу не попала. Именно тогда, по утверждению Сергея Храмова, в сентябре прошлого года они и прекратили полномочия Олега Шеина в качестве председателя РПТ. "На это есть решение бюро федерального совета, принятое месяц назад, рекомендовавшее Храмову подать в отставку", - с тихим негодованием прокомментировал позицию своего бывшего коллеги депутат Госдумы Олег Шеин.
По словам Шеина, съезд партии состоится в марте. По словам Храмова - в сентябре. По словам Шеина, "сформированная на базе активистов разных профсоюзов многосоставная партия распадается", и из состава структурообразующего "Соцпрофа" вышел свободный профсоюз Автоваза с численностью около 5 тыс. членов. Храмов же "впервые слышит" о возможном расколе и поясняет, что Шеин внес в партию всего 7-8 отделений, в то время как "Соцпроф" - более половины. "У нас Партия труда должна быть построена на демократических основах, - разъясняет свою позицию Шеин, - а Храмов толкает партию на путь изоляции в профсоюзном движении". "Глазьев нас кинул и вычеркнул из блокообразующих, и теперь Шеин поддерживает оппозицию Глазьева и каких-то странных людей, а мы как профсоюз поддерживаем реальную власть, мы не можем бегать по баррикадам, и я, например, доверенное лицо Путина на президентских выборах", - излагает свою версию Храмов.
Можно было бы оценить происходящие события как личный конфликт двух не поладивших между собой председателей, если бы не захватившая левый фланг общая тенденция раскола. Внутрипартийная дискуссия о лидере в КПРФ, открытое столкновение лидеров внутри думской фракции "Родина", попытка отстранения от руководства "Трудовой Россией" Виктора Анпилова авангардистами из молодежной организации - все это лишний раз демонстрирует кризис левой идеи в стране, где значительная часть электората предпочитает голосовать за центристов. Ведь появление на партийной сцене такой громоздкой структуры как "Единая Россия" заметно сократило и без того скромное поле деятельности для левых лоббистов. При этом любая мало-мальски уважающая себя политическая партия всегда старается налаживать контакты с профсоюзами, например, у коммунистов в активе есть аграрии, а у единороссов - Федерация независимых профсоюзов. Хотя возможности у союзников единороссов сейчас значительно больше, так, зампред ФНПР Андрей Исаев стал председателем Комитета по труду и социальной политике. И буквально на днях он же постарался восстановить существовавшую в прошлой Думе межфракционную группу "Солидарность". Андрей Исаев считает, что "для таких профсоюзов, как "Соцпроф", нынешняя ситуация - это естественное состояние, они не склонны искать компромисс, политизированы же настолько, что их скорее можно назвать протопартиями. А ведь главная задача сейчас для профсоюзов - это борьба за повышение заработной платы".
Оказавшаяся за порогом Думы Партия труда Храмова теперь тоже вынуждена подыскивать себе сговорчивого депутата-лоббиста. Как заметил Храмов, "если найдется солидный депутат, то мы соберем экстренно съезд и выберем его в руководство партии". Правда, партийцев не устраивает в качестве потенциального кандидата ни единоросс, ни коммунист и ни член "Родины", они надеются найти независимого депутата. Поспешность, овладевшая умами лидеров Партии труда, вполне понятна - на носу реформа Единой тарифной сетки (регулирующей оплату труда бюджетников), и тот, кто вовремя не успеет к ней присоединиться, может и вовсе выпасть из профсоюзного движения.