В древности говорили: все дороги ведут в Рим. В современной России большая часть стратегических транспортных магистралей проходит через Воронеж. Да и не только транспортных. Финансовых. Здесь расположен головной офис Центрально-Черноземного банка Сбербанка России, который аккумулирует и перераспределяет самые значительные денежные потоки Белгородской, Курской, Липецкой, Тамбовской, Орловской и Воронежской областей. Все эти потоки направляются прямиком в реальный сектор региональной экономики, ее показатели подрастают, вместе с их ростом повышается уровень жизни населения.
В Воронеже находятся и многие ключевые федеральные органы управления, в ведении которых по нескольку территорий Центрального Черноземья. Среди них и Центрально-Черноземное территориальное управление Министерства по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций, и Центрально-Черноземное региональное управление валютного контроля Минфина, другие структуры. Здесь принимаются решения, определяющие политическую и социально-экономическую ситуацию всего Черноземья - территории, протянувшейся почти на 168 тысяч квадратных километров с населением чуть менее 8 миллионов человек. Цифры внушительные - 1 процент территории всей России и 5,3 процента ее жителей. С недавнего времени, пока на уровне обывательских разговоров, муссируется идея о том, не станет ли Воронеж и столицей юстиции.
Когда в Москве меня спрашивают: "Как там, у вас в области?", я отвечаю: "Приезжайте и посмотрите город, который окружен лесами новостроек, в котором каждый день открывается по два-три магазина, взгляните на область, которую, подобно капиллярам, окутывают голубые дорожки газопроводов. Ну а потом делайте выводы".
Всего-то и езды - семь-восемь часов по московской трассе. И попадешь в разгар работы. Она повсюду кипит. На полях в страдную пору, как положено, фырчит техника, не только отечественная, но и заграничная. "Доминатором" или "холмером" крестьян здесь уже не удивить. Город постоянно благоустраивается, перестраивается, становится чище, уютнее и комфортнее. Впрочем, так и должно быть. Конечно, есть проблемы, срывы, стрессы, конфликты, они неизбежны, ведь не потемкинские деревни строим, а свою жизнь - каждого в отдельности и региона в целом.
Это прямая отсылка в петровские времена. Именно здесь, в Воронеже, три века назад выковывалась, выстраивалась, апробировалась в жаркой работе над созданием первых корабельных корпусов идеология "прорубить окно в Европу" - открыть морские рубежи, сделать людей просвещенными, а государство - сильным и цивилизованным, говорить с иноземцами на равных. Не эта ли идеология постепенно просматривается во всех действиях нынешнего Президента?
Что до Егора Строева, то он сказал то, что знает не понаслышке. Долгое время руководитель Орловской области возглавлял ассоциацию экономического взаимодействия областей Центрального Черноземья. Уж его-то экспертное мнение точно основано на фактах и реалиях, а не на пустых измышлениях.
Воронеж вчера - это в большей степени номинальная столица Центрального Черноземья. Почему номинальная? Темпы роста промышленного производства и сельского хозяйства настолько низки, что журнал "Эксперт" в своем традиционном рейтинге отводит области только 35-е место, политологи и социологи отмечают рост социальной напряженности, а по итогам очередных президентских выборов регион получает "почетное" звание столицы "красного пояса". Для любого инвестора этот фактор в постсоветской России все равно, как тряпка для быка. Сравнение не особенно корректное, но по сути - точное. Зато бурно развивались соседи, особенно самые молодые регионы Черноземья - Липецкая и Белгородская области. На политические маневры они если и отвлекались, то не в ущерб хозяйственным вопросам. Как говорится, потехе - час.
Воронежцы посмотрели-посмотрели на образцы экономических чудес у соседей и решили: надо что-то менять. Тем более и территория у нас значительнее, и населения больше, и вузы знаменитые, и предприятия федерального значения. Спросите: "Где строили президенский самолет?" Каждый школьник сразу ответит: "В Воронеже".
Занялись прежде всего улучшением своей деловой репутации, а еще сочли незазорным перенимать опыт успешного хозяйствования передовых регионов. В 2000 году Воронежская область, по оценкам все того же "Эксперта", переместилась с 35-го на 20-е место по инвестиционному риску и вошла в десятку наиболее динамичных регионов России по инвестиционному потенциалу. В то время как в указанном году в целом по России инвестиционный поток уменьшился на 14 процентов, в нашей области он увеличился на 20 процентов и составил чуть менее 27 миллиардов долларов США. Дальше больше - в 2002 году объем инвестиций, привлеченных в экономику Воронежской области, увеличился на 32,7 процента по сравнению с предыдущим годом, а общий объем инвестиций составил 14,8 миллиарда рублей. Активно начал возрождаться АПК. В 2001-2002 годах рекордных показателей достигли урожаи зерновых, в 2003 году - сахарной свеклы.
Только за три года газификация сельских районов области составила 26 процентов, хотя до этого почти полвека территория, где пролегал газопровод, составляла всего 17 процентов области.
Для Воронежской области сегодня нашлось место в федеральных целевых программах. До 2000 года о возможности получения финансов из бюджета страны для реализации конкретных проектов на конкретных предприятиях никто даже не заикался. Конечно, не во всем мы лидируем, но уже и в числе отстающих не числимся.
Но статус столицы предполагает не только стабильное экономическое, но и устойчивое политическое положение. С этим в Воронежской области всегда было непросто. Очередной шанс появился после отгремевших в декабре прошлого года выборов в Госдуму и - в январе нынешнего - мэрских. Представители всех ветвей власти пообещали избирателям этим шансом воспользоваться, тем более что укрепление вертикали власти активно ведется на всей территории Федерации. Выпадать из общего темпа жизни страны как-то по-детски. Безответственно.
Сегодня все признают: будущее у нашей области есть. Кадровый и научный потенциал не растрачен. Посчитайте, сколько уроженцев нашей губернии работают на ответственных постах в соседних областях, уверяю: счет пойдет на тысячи. Ресурсы в сфере промышленности и сельского хозяйства работают с отдачей. Сократилось количество убыточных предприятий. Значит, есть все основания у Воронежа не просто называть себя столицей Центрально-Черноземного региона, но и чувствовать себя таковой и... расти дальше.
В принципе аналогий со столицей государства Российского у нас в Воронеже можно найти много: там Президент - выходец из силовых структур, и у нас глава администрации - экс-генерал ФСБ, там у памятника Пушкину на Тверской влюбленные встречаются, и у нас у Александра Сергеевича парочки целуются и фотографируются, там новобрачные возлагают цветы к Могиле Неизвестного Солдата, и у нас свадебные кортежи направляются прямиком к Вечному огню.
А уж если очень серьезно, то обычно говорят, что красноречивый показатель состоятельности региона - это уровень жизни его граждан. К сожалению, сразу резко - за четыре года - построить город-сад в отдельно взятом регионе нельзя, поправить ситуацию можно. Удалось ли это сделать? Думаю, да. Лучший барометр - настроение и разговоры людей в общественном транспорте. Буквально вчера, размышляя в переполненном автобусе на тему, по плечу ли нашей области взять на себя часть столичных полномочий, я получила подтверждение своим мыслям, услышав обрывки разговора двух пассажиров. Как оказалось, родственники, сестра живет в Воронеже, брат - в Липецке. "В Воронеже жизнь налаживается, зарплату вовремя платят, завод работает", - делилась хорошими новостями она. "А у нас только по телевизору показывают, что тракторный завод работает, а на самом деле...", - вздохнул он.
А я подумала о том, что нашему населению уже есть чем гордиться, даже если Воронеж и не станет второй российской столицей, главное не ощущать себя захолустьем, забытым всеми. Все остальное поправимо.