Одна из главных причин, по которым российский автопром оказался в тяжелой ситуации, - неэффективное управление. На общем фоне некомпенсируемых взаимозачетов, бартерных схем при отсутствии четкой стратегии реорганизации производственных мощностей такое управление вело в тупик, в котором многие к середине 90-х и оказались.
Примерно в такой ситуации находился и ЗИЛ. Но, видимо, на то флагман и называется таковым, что непотопляем. В 2003 году на производственное объединение пришла новая команда управленцев во главе с Константином Лаптевым, который прежде работал и на КамАЗе, и на ГАЗе, имеет опыт антикризисного управления предприятиями. Ситуация резко меняется. Сегодня в действиях "новых зиловцев" прослеживается четкое видение, каким должен стать новый ЗИЛ.
Последовательно реализуемая стратегия уже приносит результаты. В 2003 году на АМО ЗИЛ была проведена реструктуризация. Благодаря этому всего за один год удалось стабилизировать экономическую ситуацию и выйти на положительную динамику. Если до 2002 года производство автомобилей постоянно снижалось, то по итогам 2003 года их выпуск увеличился на 10,9 процента. В 2003 году на предприятии было выпущено 13 274 автомобиля, реализовано 13 114. Значительно увеличены объемы экспортных поставок.
Как тут не вспомнить слова Лаптева, который, придя на предприятие, сказал: "ЗИЛ - это структура, обладающая полноценным кадровым и производственным потенциалом, абсолютно способная к выпуску конкурентоспособных автомобилей".
Рынок поставил перед ЗИЛом задачу, которую он за свою историю решал, и не один раз. Предприятию необходимо целенаправленно расширять свой модельный ряд. Прежде всего это касается увеличения выпуска спецавтотехники. Пока доля автофургонов и спецавтотехники - 7,2 процента от всей реализации. Однако и в этом направлении есть устойчивая положительная тенденция. Если автофургонов, самосвалов и коммунальной техники в первом полугодии было реализовано только 66 единиц, то во втором - уже 757.
По-прежнему наиболее востребованными на рынке моделями остаются автомобили семейств "ЗИЛ-5301" "Бычок" и "ЗИЛ-433360", удачно нашедшие свою нишу. По среднетоннажным автомобилям основной рост обеспечили автомобили с дизельным двигателем - 63,3 процента.
Существенные перемены произошли и в сфере сбыта. Реализация абсолютно всей продукции завода в настоящий момент осуществляется через Торговый Дом АМО ЗИЛ, что позволяет осуществлять единую сбытовую политику. С начала 2004 года номенклатура реализуемых Торговым Домом запасных частей увеличилась более чем в 2,5 раза. ЗИЛ планирует расширение ассортиментной линейки до полной номенклатуры запасных частей, входящих в действующий модельный ряд автомобилей, а также входящих в производственные программы дочерних предприятий. Правда, актуальность борьбы с подделками не снижается. В этой связи ЗИЛ намечает реальные шаги по ориентированию покупателя на оригинальную продукцию.
Оживает и дилерская сеть. 75 процентов проданных на внутреннем рынке автомобилей реализовано дилерами ЗИЛа. Если в начале года работало 17 дилеров (7 в Москве и только 10 в регионах), то в конце года - 40 (4 в Москве и 36 в регионах).
В целом такие успехи предприятия, своей судьбой олицетворяющего взлеты и падения отечественной автоиндустрии, вселяют надежду на то, что автопром у нас будет. Ведь если ЗИЛ демонстрирует рост, то и остальные должны подтягиваться.
Тем более что с ростом экономики начинается обновление подвижного состава крупных перевозчиков, и это должно стимулировать выпуск на российских автозаводах.