Напомним, первое в СССР месторождение алмазов было обнаружено в Якутии, на побережье реки Вилюй, в 1949 году. Примерно в те же годы было найдено алмазосырье - главным образом техническое, и на украинской и белорусской территориях - в бассейне Среднего и Верхнего Днепра. Впоследствии признаки залегания драгоценных камней и их достоверные "кладовые" находили на берегах Днестра, Южного Буга, Тисы, Тетерева и т.д. Проще говоря, южная и юго-восточная Беларусь, наряду с соседними регионами Украины и северной Молдавией, стала своего рода "запасной" алмазосырьевой базой страны. Между прочим, досконально еще не изученной и пока невостребованной...
Так называемую "Алмазную программу Косыгина" одобрили без возражений. Во второй половине 70-х Беларусь, как и Украина, уже имела собственную алмазопереработку. Правда, до собственной добычи столь ценного сырья дело не дошло, ибо исправно работала директивно отлаженная система доставки более качественного и менее дорогостоящего алмазосырья из Якутии. Схема была простая: "Якуталмаз" или другие организации, добывающие якутское сырье, сдавали его в Гохран СССР, а потом оно распределялось среди предприятий по заявкам. Почти 100 процентов сырья для изготовления бриллиантов с 1950-х годов экспортировалось, лишь небольшая часть оставалась для дальнейшей переработки и сбыта готовых изделий на внутреннем рынке. В секторе технических алмазов вывозилось за пределы СССР около 70 процентов, остальное перерабатывалось внутри страны.
Благодаря "алмазной программе" Косыгина СССР стал увеличивать глубокую переработку алмазосырья, постепенно снижая долю "сырых" алмазов в своих экспортных контрактах. Примечательно и то, что именно в Беларуси уровень загрузки алмазоперерабатывающих мощностей был максимальным - прежде всего благодаря наиболее современным для того периода технологиям и важной особенности белорусских заводов: они могли одновременно работать с ювелирным и техническим сырьем.