Выступление газеты не осталось незамеченным. Белорусские спецслужбы прекрасно владели всей информацией и самым тщательным образом готовили дальнейшее разоблачение преступной сети околотаможенной мафии. У оперативников была информация о том, что на таможне Бреста сложилась хорошо отлаженная схема по возвращению хозяевам на небезвозмездной основе задержанного автотранспорта с подозрительным товаром. Как предполагается, вся схема изначально действовала следующим образом: как только на штрафплощадке таможни появлялся очередной грузовик, забитый добром, хозяева груза начинали искать "ходы-выходы" на таможню. Нет, таможенники сами не вступали в переговоры с коммерсантами. Для этого в схеме было предусмотрено промежуточное звено своеобразных "таможенных брокеров", которые вели все переговоры, договаривались о сумме и получали деньги. Как только стороны приходили к согласию, задержанный грузовик с грузом как по мановению волшебной палочки оказывался на свободе.
Предположение о том, что эта схема действовала так, а не иначе, могло подтвердить или опровергнуть задержание с поличным промежуточного звена - того самого "черного брокера", который в назначенный день и час должен был прийти за деньгами. Задержание состоялось в декабре прошлого года. На Брестском железнодорожном вокзале при попытке получения взятки в особо крупных размерах были арестованы два молодых человека. Одним из задержанных оказался А. Ажаев. Тот самый Ажаев - "герой" публикации "Соловьи над Бугом", где мы рассказали, как он, несмотря на возбужденное уголовное дело, избежал наказания. А ведь тогда в ходе расследования уголовного дела N 02018000177 выходило, что чудесным образом с таможенных штрафплощадок со всем товаром благополучно укатили десятки грузовиков. Ажаев тогда заявил: все грузовики отпущены по указанию замначальника таможни "Западный Буг" Николая Бойко.
Как дальше пойдет официальное расследование? Можно предположить, что, несмотря нa ycnex с декабрьским арестом, оно окажется весьма нелегким. Слишком о больших деньгах и интересах идет речь.
В распоряжении автора публикации имеются документы, свидетельствующие о том, что грузовики до последнего времени продолжали уходить со штрафплощадок таможни "Западный Буг". Например, 12 сентября 2003 года на таможенном грузовом переходе "Козловичи" таможенник С. Овчаров, привычно проставляя транзит в кипах бумаг, на одной вдруг споткнулся. Подозрение инспектора вызвала грузовая декларация на грузовик, следовавший со сборным грузом обуви, туалетной бумаги, мебели из Польши транзитом через Беларусь и Россию в Южную Осетию, в город Цхинвали, на имя некоего Константина Джабиева. Среди заполненных граф в транзитной "цеэмэрке" имелась запись "Перегрузка на границе российско-грузинской в Верхних Зарамах".
Бдительный таможенник вспомнил, что согласно руководящим документам Государственного таможенного комитета Республики Беларусь грузы, следующие транзитом через территорию таможенного Союза, должны направляться только через переход Верхний Ларс. Опрошенный польский водитель, перевозивший груз, заявил, что ничего не знает, а поехал в рейс, подменив основного водителя, который заболел. Грузовик задержали и немедленно доложили заместителю начальника таможни Николаю Бойко. Бойко разослал во все края и веси запросы с целью подтвердить законность ценной таможенной поставки в Цхинвали никому не известному Константину Джабиеву. Сомнения, что такой человек вообще ожидает груз, основывались также на том, что по документам из Южной Осетии таможенное управление этой республики именовалось то главным, то государственным. Пока ждали ответ на запросы, брестские таможенники с санкции руководства вскрыли пломбы и досмотрели груз. И не зря - в кузове оказались лишние незадекларированные товары, происхождение которых водитель грузовика Яцек Деркач объяснить не смог.
Картина прояснилась, когда от заместителя начальника управления по особо важным поручениям таможенного департамента Грузии М. Тогонидзе на имя Н. Бойко пришло письмо. В нем значилось: "На Ваше письмо N 3 сообщаем, что на территории Грузии таможенный орган "Государственное Таможенное Управление Республики Южная Осетия", либо Главное Таможенное Управление Республики Южная Осетия" по адресу: г. Цхинвали, ул. Героев, д. 16, не существует".
Незадача заключалась в том, что к тому времени грузовик уже покинул таможню "Западный Буг" и мчался на несуществующую таможню Южной Осетии. Иными словами, не дожидаясь окончательных итогов проверки, грузовик каким-то образом уехал со штрафплощадки.
Справедливости ради надо сказать: история эта не закончена, грузовик с "левым" грузом далеко не уехал. Его снова задержали. Сейчас он находится на штрафплощадке, правда, уже на другой таможне...
Между тем
Самую крупную в этом году партию контрабандных психотропных веществ задержали белорусские пограничники. Как рассказали в пресс-центре Госкомитета погранвойск Беларуси, опасный груз был найден в автомобиле, который, судя по документам, следовал из Голландии через Россию и Беларусь в Литву. Водителями машины оказались граждане Литвы. При досмотре автомобиля в пункте пропуска "Бенякони-1" на белорусско-литовской границе пограничники Лидского отряда обнаружили несколько сотен упаковок с таблетками. Общий вес психотропных веществ составил 54 килограмма. По данному факту таможенные органы Беларуси возбудили уголовное дело. ИТАР-ТАСС.