- О полнокровном институте союзного гражданства, - отметил он, - можно будет говорить лишь после того, как будут выполнены все статьи Программы мер по реализации Договора о создании Союзного государства, завершен целый ряд юридических и иных процедур, прописанных в договоре. Одним словом, необходимо реально создать равные условия для субъектов хозяйствования двух стран и для граждан на территории от Бреста до Курил. Затем следует принятие "союзного" закона, предметом регулирования которого будет определение правового положения граждан Союзного государства.
- Сергей Степанович, а почему такой законопроект до сих пор еще не разработан, кто или что этому мешает?
- К сожалению, подобный закон в настоящее время действовать не будет. Для принятия соответствующей нормативной правовой базы прежде всего должны быть созданы объективные предпосылки. Речь идет прежде всего о принятии Конституционного акта и формировании союзных органов, ответственных за построение правовой системы Союзного государства. Сейчас работа всех "союзных" структур направлена на обеспечение равенства правового статуса граждан Беларуси и России в области предоставления, соблюдения, обеспечения и защиты их прав, свобод и законных интересов путем сближения норм национальных законодательств. На прошедшем 10 февраля заседании Совета министров Союзного государства утвержден план мероприятий в этой сфере.
Государственные органы Беларуси и России несут ответственность за обеспечение и защиту прав, свобод и законных интересов граждан Союзного государства на территории своих государств и в случае их нарушения - за пределами наших стран.
- Означает ли это, что, предположим, в какой-нибудь далекой стране белорус для защиты своих прав может обращаться в российское посольство?
- Да, если там не имеется белорусского диппредставительства. Соответственно, такое же право на защиту со стороны дипломатических представительств или консульских учреждений Республики Беларусь имеет любой гражданин России.
- Тем не менее пока не принято союзное гражданство, это скорее исключение, чем правило...
- Сегодня правовое положение граждан Союзного государства регулируется национальными законодательными актами Беларуси и России, соглашениями между ними в этой области и самим договором. Нуждаются в детальной унификации условия приобретения и прекращения национального гражданства государств - участников Союзного государства. В частности, в Российской Федерации одним из оснований приобретения российского гражданства является восстановление в нем. В гражданстве восстанавливаются иностранные граждане и лица без гражданства, ранее имевшие гражданство РФ при условии, что они непрерывно проживали на ее территории в течении трех лет. Законодательство Беларуси не содержит аналогичных оснований приобретения белорусского гражданства. Те, кто ранее его имел, вновь приобретают этот статус в порядке приема, как правило, вне зависимости от срока пребывания в стране. Кроме того, белорусским законодательством расширен перечень категорий лиц, срок проживания которых на территории Республики Беларусь может быть либо сокращен, либо не применен вообще при приеме в гражданство. Например, такой порядок распространяется не только на белорусов, родившихся за пределами современной территории Беларуси, но и на лиц, идентифицирующих себя как белорусы, и их потомков. Различны также сроки проживания, необходимые для приема в национальное гражданство в общем порядке (в России - пять лет непрерывно, в Беларуси - семь лет). Да и установленные национальными законодательствами категории лиц, имеющих право на прием в гражданство в упрощенном порядке, также весьма неравнозначны.
- Можно ли сегодня делать какие-то прогнозы относительно перспектив развития института гражданства Союзного государства?
- Прежде всего следует обратить внимание на его особый характер. Гражданство Союзного государства не могут приобрести граждане третьих стран, не являющихся участниками Союза. При этом в Конституционном акте должно быть предусмотрено условие, влекущее прекращение союзного гражданства - это выход из гражданства одного из государств - участников Союза. Институт союзного гражданства важен и с точки зрения укрепления правового статуса людей. К примеру, в соответствии с договором граждане Союзного государства обладают рядом политических прав и свобод, дающих им право избирать и быть избранными в парламент Союзного государства, назначаться на должности в различные органы, создавать союзные общественные объединения и участвовать в их деятельности. Кроме того, граждане Союзного государства пользуются равными правами и несут равные обязанности на территории другого государства-участника. Это значит, что жизненно важные для народов наших государств права и свободы будут защищены двумя уровнями государственной власти. Такой двойной статус граждан, при соблюдении прочих равных условий, обеспечивает дополнительную защиту и усиливает уровень гарантий - на национальном и союзном уровнях.
Безусловно, в становлении института союзного гражданства значительную роль может сыграть опыт введения и развития соответствующего института в Европейском союзе. Когда ЕС начал приобретать черты государственности, впервые в мировой практике встал вопрос о едином гражданстве всего Европейского союза. Сегодня каждый, имеющий гражданство государства - члена ЕС, является гражданином Европейского союза. Такое гражданство только дополняет, а не заменяет национальное. Легко проследить схожесть соответствующих институтов Союзного государства и Европейского союза. В частности, как и в ЕС, белорусы и россияне приобретают "союзное" гражданство автоматически, без обращения в какие-либо уполномоченные органы. При этом до введения единого образца документов, удостоверяющих личность гражданина Союзного государства, на его территории одинаково признаются документы, выданные национальными государственными органами.
Сегодня необходимо сосредоточиться на максимальном сближении законодательств наших стран, регулирующих вопросы гражданства. Тем более что проблема определения правового статуса граждан Союзного государства постоянно находится в поле зрения всех союзных структур. Ведь на практике "союзное" гражданство должно де-юре закрепить реальное обеспечение равных прав белорусов в России и россиян в Беларуси.