Эта область, как и большинство российских территорий, нечасто попадает в сводки новостей, однако это вовсе не значит, что в ней ничего не происходит. Там идет своя повседневная работа, свой поиск путей развития. Совпадает ли он с тем вектором, который на наших глазах выстраивается для целой России? Чтобы ответить на этот вопрос, достаточно посмотреть на календарь: просто так совпасть обе даты - главных выборов и выборов местных, губернских - не могли. Выборы, идущие в такой связке, становятся двойным голосованием о доверии - не только местному главе, но и Президенту.
После того как в марте 2000 года Владимир Путин возглавил потрепанное реформами Российское государство, сразу же заговорили, что у нового руководителя нет своей команды. Подобные утверждения основывались на том, что Путин не стал перетряхивать государственный аппарат сверху донизу, чего от него, по въевшейся нашей привычке к революционным переменам и "сильным ходам", ждали весьма многие. Впрочем, Президенту потребовалось не так уж много времени, чтобы доказать: растить новые кадры и находить уже готовых союзников можно одновременно.
Среди первых людьми "путинского призыва" стали воронежский и смоленский губернаторы - Владимир Кулаков и Виктор Маслов. Оба они, как и Президент, вышли из одного ведомства - КГБ-ФСБ. Обоих к власти призвал народ, уставший от беспорядка и безысходности. Так, перед сменой власти Смоленская область имела репутацию "весьма проблемного региона" по части криминала и коррупции, а Воронежская с ее богатейшими черноземными пашнями и промышленным потенциалом стремительно превращалась в сверхдотационный регион.
Кроме того, обе эти территории - приграничные, значит, и разного рода брожения становились особенно опасны. Смена власти пошла явно на пользу - вместо двух социально-экономических брешей Центральный федеральный округ получил здесь два региона, всего за несколько лет вышедших, как говорят экономисты, на "траекторию устойчивого развития" (хотя, например, в конце 90-х годов воронежские финансы могли попасть под внешнее управление Минфина РФ).
Среди вторых - тех, кто уже не один год возглавлял регионы, - в рядах "путинского призыва" сразу же оказались орловский и кемеровский губернаторы - Егор Строев и Аман Тулеев. Они представляют собой все еще редкий для нашей страны тип людей: успешных публичных политиков и менеджеров в одном лице. Люди старой закалки, Строев и Тулеев сумели вписаться в новую реальность с наибольшей пользой для тех, кем они руководят. И это тоже роднит их с выходцами из силовых структур Масловым и Кулаковым.
Последний, например, унаследовав от предшественника провальный губернский бюджет, целый год самолично расписывал ежемесячные казенные траты и только после этого доверил подобные хлопоты финансистам своей администрации. Что-то подобное приходилось делать каждому из упомянутых здесь участников "путинской когорты": брать под личный контроль выплату денег бастующим горнякам, бороться с вооруженными контрабандистами или поднимать сельское хозяйство.
Медленно, но верно
За эти четыре года в России стала складываться новая кадровая ситуация. На ключевые посты - такие, как полномочный представитель Президента в федеральном округе, - пришли выходцы из силовых структур. Медленно, шаг за шагом они стали формировать вокруг себя такую среду, которая сама бы отторгала тех скороспелых "администраторов", что в изобилии появились в предшествующие годы. Временщики сходят со сцены, и это неизбежный процесс.
По мнению директора Института проблем глобализации Михаила Делягина, государство никогда не сможет передоверить кому бы то ни было такие функции, как стратегическое планирование и определение национальных интересов. Устранившись на время от исполнения этих обязанностей, власть породила там опасный вакуум, который и приходится теперь заполнять.
Однако быстрым этот процесс не будет - нужны новые силы, новые идеи и их носители. Между тем значительная часть нынешней правящей элиты сложилась у нас отнюдь не в процессе национального строительства, а в процессе национальной капитуляции. В этих условиях подбор людей из силовых структур становится неизбежным. И оправданным. Например, критики Владимира Кулакова говорили осенью 2000 года, что генерал ФСБ по определению не может смыслить в экономике и поэтому он нанесет области большой вред. Однако критики упускали из виду, что служебной обязанностью Кулакова было обеспечение экономической безопасности страны, в том числе и за ее пределами, так что основы настоящего рынка он знал уже давно.
Конечно, одними только экономическими познаниями дело не исчерпывается. Необходима еще и воля к порядку, которая становится отличительной чертой региональных лидеров новой волны, и точное понимание границ возможного: что можно сделать сегодня, а что - только завтра. Вряд ли Россия удержалась бы в рамках стабильного развития, если бы олигархов призвали к порядку уже летом 2000 года. При полной зависимости страны от нефтяного экспорта такой шаг вызвал бы в ответ явный и скрытый саботаж. Спустя три года, когда доля "нефтянки" в национальной экономике стала заметно ниже, когда в России впервые появился стабилизационный запас, а золотовалютные резервы достигли своего исторического максимума, тогда-то наших магнатов и попросили не подменять собой целое государство.
Кредит доверия
Впереди у Президента и его единомышленников не менее трудная работа, нежели долгие проводы незадачливой элиты предыдущих лет. Укрепление государства должно сопровождаться раскрепощением самодеятельных сил народа. Поэтому, например, в Воронежской области начала свою работу программа "Старт", которая должна открыть дорогу инновационным технологиям. Воронеж входит в пятерку крупнейших университетских центров страны. Здесь накоплен богатейший научный потенциал, который обязан приносить отдачу. Начинается и борьба с местными олигархами, которые выросли здесь на базе агропрома и переработки сельскохозяйственной продукции.
Так, например, в Воронежской области будет построен один из крупнейших маслоэкстракционных заводов Центральной России. Построен с участием крупного зарубежного инвестора, а это значит, что все его сырьевые, финансовые и налоговые потоки будут гораздо более прозрачны, нежели у хозяев уже имеющихся заводов, которые прячутся то за спинами посредников, то в офшорах. Кстати, как признают специалисты, занятые в этой отрасли, по своей прибыльности она нынче немногим уступает торговле оружием. То же самое наблюдается и в сахарной отрасли: высокая реальная рентабельность и множество проверенных способов уйти от налоговых платежей и расчетов с поставщиками сырья.
В прошлом году владельцы воронежских заводов вновь спровоцировали волну конфликтов, подхлестнутую особенно высоким урожаем сахарной свеклы. Они занижали процент сахаристости принятых на переработку плодов, ощутимо снизив доходы крестьян. Поэтому губернская власть решила провести реформирование и этой отрасли, избавив ее от монополии нынешних хозяев.
Подобные меры уже вызвали волну критики в адрес действующего губернатора. Тем не менее сельские жители выступают в его поддержку, ведь иначе их труды пойдут впустую, так и не достигнув своей цели - вывести воронежское село из бедности.
Кредит доверия, выданный тем, кого в России считают "людьми Президента", держится сегодня на понимании, что в стране восстановлена управляемость. Появилась возможность жить и работать в нормальной системе координат - от ипотечного кредитования, которое набирает темпы и в Черноземье, до внятных правил налогообложения. А ведь это только начало: проблема удвоения ВВП своей остроты отнюдь не теряет. Особенно в связи с предстоящим вступлением России во Всемирную торговую организацию, когда наша страна окончательно откроет свой рынок зарубежным товарам. Будет ли российская экономика к тому времени настолько конкурентоспособна, чтобы благополучно пережить такое испытание?
Воронежская область оказалась первым российским регионом, в котором решили ответить на такой вопрос. Здесь создали свою комиссию, которой поручили провести мониторинг всех предприятий и секторов экономики. Результаты этой проверки легли в основу здешней Программы экономического и социального развития на
2002-2006 годы, включенной в государственный реестр Министерства экономического развития и торговли РФ (кстати, из 89 регионов страны в такой реестр включены только 8). Цель программы - резкое повышение эффективности основной части воронежских предприятий. Фундамент для этого заложен: за последние три года по уровню социально-экономического развития область переместилась с 46-го на 26-е место.
Не та проблема
Перед 14 марта в России появилась новая общественная организация - "Комитет-2008". Он объединил в своих рядах остатки наших либерал-большевиков, которые в предыдущие годы то советовали российским шахтерам перейти на собирание грибов и ягод, то рекомендовали стране отказаться от собственного сельского хозяйства: "Запад нас прокормит". Теперь они оказались у разбитого корыта, однако по-прежнему хотят диктовать "национальную повестку дня". А в ней, с их точки зрения, сейчас есть только одна проблема - как не допустить, чтобы в 2008 году президентом России стал человек, близкий Владимиру Путину по духу и образу действий.
Отсюда следует вывод: деятели "Комитета-2008" объективно заинтересованы в том, чтобы путинская команда в регионах была отстранена от дел. Но что взамен? Возвращение к реалиям 90-х годов, которые теперь названы "не самым удачным периодом" отечественной истории? Признание их ошибкой - теми самыми людьми, кто почему-то всегда ошибался в свою пользу? Впрочем, всем уже ясно, что вопросы эти могут быть только риторическими. Ответ на них уже дан: возврата к прошлому не будет. Не для того те же воронежские крестьяне, авиационные инженеры и ракетные конструкторы выживали столько лет, чтобы вернуться к дикому рынку, в котором зваными оказались все, а избранными - единицы. Свой выбор они сделали и свой кредит доверия уже выдали.
Главная задача предстоящих лет такова: вывести страну из исторической паузы, в которой она оказалась, и вернуть ее гражданам право на нормальную жизнь. Казалось бы, так немного, однако для целой вереницы министров, олигархов и губернаторов предыдущей эпохи эта задача оказалась невыполнима. Может быть, потому, что они ее перед собой всерьез и не ставили. В таком случае честнее будет уйти раз и навсегда и не мешать тем, у кого слова "народ" и "патриотизм" в принципе не могут вызвать кривой ухмылки. Такие люди есть и их будет все больше.
Сегодня много говорят об угрозе "сильной руки", тоталитарном будущем всей России и отдельно взятых регионов. В случае с Воронежской областью, пожалуй, стоит говорить о руке истории. Ее усилием губернатором области стал Владимир Кулаков - человек, который полностью соответствует требованиям, которые государство предъявляет лидерам. Это реальность. Потому что когорта путинских генералов-политиков - это движущая сила новейшей нашей истории, ее мотор и горючее.