Необычно бодро-жизнерадостный тон мероприятию задал подробный, продолжавшийся больше часа доклад министра (со вчерашнего дня и.о. министра) труда и социального развития Александра Починка. Починок скрупулезно перебрал все основные социально-экономические показатели - практически все они в 2003 году заметно улучшились, что дало повод министру назвать прошедший год "одним из самых успешных и в экономике, и в социальной сфере".
Выросли доходы и главная их составляющая - зарплаты и пенсии. Если в 1999 году средний показатель денежных доходов россиян превышал прожиточный минимум менее чем вдвое, то в 2003-м - уже почти в 2,5 раза, улучшилось соотношение между средней зарплатой и прожиточным минимумом трудоспособного населения - с 1,52 в 1999 году до 2,39 в 2003-м. То есть взрослый работающий россиянин зарабатывает в среднем уже достаточно, чтобы прокормить иждивенца. Пока - только одного. Неполные семьи с одним взрослым и двумя детьми в большинстве случаев еще "выскакивают" за черту бедности. Об этом, правда, министр не упомянул.
Зато откровенно признал, что в вопросе уровня доходов у нас две главные проблемы: слишком большая дифференциация доходов и никак не изживающий себя феномен "экономической бедности". Действительно, официально "ножницы" в доходах 10 процентов самых богатых и 10 процентов самых бедных россиян составляют 14,4 раза, но независимые эксперты, в частности специалисты Независимого института социальной политики, склонны считать этот показатель заниженным. Если учесть, что, по результатам исследований Международной организации труда, социальную стабильность в обществе можно обеспечить, не допуская, чтобы богатые отрывались в своих доходах от бедных более чем в 13-15 раз, ясно, что мы балансируем у опасной черты.
Вот почему одной из приоритетных задач на ближайшее время, сформулированных, кстати, Президентом, становится искоренение бедности.
Александр Починок же вчера конкретизировал этот посыл. Главное, не просто "тащить" вверх доходы беднейшей части населения (читай: оказывая разные виды госпомощи, раздавая пособия по бедности и прочие "пряники"), но позаботиться в первую очередь об уровне зарплат. Ведь феномен "экономической бедности", столь характерный для новой России, в том, собственно, и состоит, что работающий добросовестно человек, занятый полный рабочий день и получающий полную ставку, не в состоянии прокормить на эти деньги себя и свою семью.
Мер, направленных на увеличение зарплаты, много. Это и чисто законодательные шаги - дальнейшее увеличение официального МРОТа (правда, после последней индексации осенью прошлого года в 2004 году Правительство решило взять паузу - убедиться, что 33-процентное увеличение зарплат бюджетников по силам региональным бюджетам). Это и совместная работа с профсоюзами, с одной стороны, и работодателями - с другой. По словам Починка, уже сегодня в отраслевых соглашениях наиболее динамично развивающихся секторов промышленности закладываются обязательства по оплате труда, ориентированные не на уровень прожиточного минимума или минимального потребительского бюджета, а на так называемый "бюджет развития" (то есть такой уровень зарплаты, который обеспечивает семье не просто скромную еду, одежду и самое необходимое для жизни, но и некоторые "излишества" - нормальный отдых, например...)
Но начать увеличивать зарплату министр предложил все-таки с ликвидации долгов предприятий перед персоналом. (С бюджетными долгами перед учителями, врачами и прочими бюджетниками проще - они сохранились, по данным Минтруда, лишь в отдельных районах некоторых регионов.) Александр Починок от души порадовался, что наконец-то за последние несколько лет казавшаяся многим специалистам незыблемой сумма в 30 миллиардов невыплаченных рублей, заработанных в негосударственном секторе экономики, дрогнула. В декабре прошлого года долги как-то сразу резко сократились - до 24,4 миллиарда. По мнению министра, сыграли роль реальный экономический рост, активизация производства и, кроме того, жесткие меры, направленные против директоров-должников. 8 миллиардов зарплатных рублей в прошлом году вернулись к работникам в результате активной работы Государственной инспекции труда. Но, как заметил Починок, улучшившееся экономическое положение российского бизнеса дает полное право трудовым инспекторам "не миндальничать, а спрашивать за нарушения трудового законодательства по всей строгости". Министр призвал с высокой трибуны активнее присоединиться к этой борьбе соответствующие подразделения профсоюзов и прокуратуру. "Если мы объединим усилия, вполне реально справиться с долгами и навсегда оставить их в прошлом в течение двух лет", - заключил Александр Починок.
С природой долгов тем не менее придется тщательно разбираться и дальше. Ведь буквально вчера, когда министр труда рисовал довольно оптимистичную картину, появились официальные данные Госкомстата по росту задолженности зарплат в январе 2004 года. Увы, рост сразу на 11 процентов - почти на 2,8 миллиарда рублей. Общая сумма долгов увеличилась до 27,2 миллиарда рублей.
Так что же было в декабре? Может, как полагают некоторые экономисты, сыграли свою положительную роль массированные выплаты "по итогам года", практикующиеся на многих предприятиях? Анализ специалисты Минтруда наверняка сделают в ближайшее время.