Уже в Минске выяснил, что в прошлом году по заказу московской мэрии "Белкоммунмаш" поставил 50 машин. А всего в российских городах "прописалось" белорусских троллейбусов раза в три больше. Эти факты, однако, говорят не только об успехах минских машиностроителей, но о результативности экономической интеграции наших стран в целом.
Еще в 1997 году между Москвой и Минском было заключено многогранное соглашение о сотрудничестве. Затем председатель Минского горисполкома Михаил Павлов и мэр Москвы Юрий Лужков подписали договор о взаимных поставках продукции, ряд проектов которого поддержан Инвестиционным комитетом Союзного государства. Все это стало основой, на которой минские производители троллейбусов уже лет пять сотрудничают с московскими транспортниками. К этому делу подключился и учрежденный москвичами в Беларуси банк. Его кредиты стали настоящим катализатором сотрудничества.
- Дело в том, что сейчас, когда реальному сектору экономики остро не хватает оборотных средств, практически ни одно предприятие не сможет самостоятельно закупить материалы и комплектующие для выпуска крупной партии сложных изделий, - комментирует реализацию белорусско-российского троллейбусного проекта первый заместитель генерального директора банка Валерий ВАШКЕВИЧ. - Ведь заказчик, как правило, оплачивает товар после его получения. Следовательно, нужен кредит. Учитывая большое социальное значение заказов, поступающих белорусским предприятиям из Москвы, мы предоставляем средства на наиболее выгодных условиях. Это позволило тому же "Белкоммунмашу" своевременно поставить в Россию партию троллейбусов и сработать рентабельно. На таких же принципах мы обслуживаем выполнение российских заказов минскими заводами "Ударник", МАЗ, МТЗ и другими белорусскими заводами и фабриками.
Есть в истории партнерства еще один интересный момент. Дело в том, что "прародителем" белорусского троллейбуса является российская машина. И сегодня в Минске, например, можно встретить на линии технику Энгельсского завода, а рядом - троллейбус марки "Белкоммунмаш". Поначалу они были как братья-близнецы, ведь минский завод создавался как ремонтное предприятие. Но со временем оригинальных частей и деталей становилось все больше, появились отличия и в дизайне.
- К сегодняшнему дню мы разработали 8 моделей троллейбусов, в том числе две сочлененных, особо большой вместимости, - рассказал заместитель генерального директора "Белкоммунмаша" Михаил СОРОКА. - К производству подключилось немало отечественных заводов-смежников. Мы выполняли заказы Латвии, Югославии. Но примерно каждая третья машина реализуется в России.
При этом приходится выдерживать серьезную конкуренцию с местными предприятиями, также выпускающими троллейбусы. Однако минчанам, похоже, удалось найти золотую середину в соотношении цены и качества своих машин. И в нынешнем году они намерены заметно увеличить поставки троллейбусов для москвичей.