Мы беседуем об этом безумном, на первый взгляд, мероприятии с Владимиром Чуковым в офисе экспедиционного центра "Арктика", президентом которого он и является. Небольшой кабинет завален папками с бумагами, на столе лежат чертежи вездеходов и палаток, лоскутки тканей, из которых сшиты палатки и тенты машин. Прямо передо мной коробочка с тремя обмасленными подшипниками. Чтобы начать разговор, их приходится отодвинуть в сторонку.
- Этот маршрут - часть экспедиции "Полярное кольцо", - рассказывает Владимир Семенович. - По сути, мы пройдем по всему побережью Северного Ледовитого океана и пересечем его. В случае успеха экспедиция станет первым в мире арктическим кругосветным путешествием, совершенным на наземных транспортных средствах! Экспедиция разделена на три этапа. На первом мы прошли от Салехарда до Певека в апреле-мае 2002 года. Предстоящая часть пути - самая интересная, на мой взгляд, из всего маршрута. Мы - двенадцать человек на четырех машинах - собираемся стартовать в столице Ямало-Ненецкого автономного округа - Салехарде. Наш маршрут пойдет по Обской губе вдоль восточного берега полуострова Ямал, далее на восток вдоль побережья полуострова Таймыр, через архипелаг Северная Земля и далее до Северного полюса. С Северного полюса мы направимся к берегам Гренландии - мысу Морис Джессеп, - откуда возьмем курс на Канаду. По Канадскому арктическому архипелагу маршрут пройдет от поселка Алерт до острова Уорд Хант и далее до поселка Резольют Бей, расположенного как раз на Северном магнитном полюсе, где мы и финишируем. Общая протяженность маршрута примерно девять тысяч километров. По нашим расчетам, мы должны преодолеть его за три с половиной месяца. Но насколько эти расчеты точны, я смогу сказать лишь, когда мы финишируем. Ведь нынешний старт - первый в мире, и ни в чем нельзя быть уверенным абсолютно. Вот что до полюса пешком топать два месяца - в этом я уверен.
- И когда вы стартуете?
- Должны были отправиться в путь первого марта. Но график уже трещит по швам. Однако нам кровь из носу надо стартовать в первой половине марта. Иначе мы не успеем финишировать до таяния льда у канадских берегов.
- Вы пойдете в автономном режиме?
- Не совсем. Мы не будем получать помощь извне, пока будем двигаться по льду океана. Перед началом броска через океан с архипелага Северная Земля мы заправимся, что называется, под завязку. Каждая машина возьмет на борт по 600 литров солярки. На Северный полюс нам забросят еду и горючее - три тонны, - а потом вплоть до канадского поселка Алерт нам придется рассчитывать только на свои силы.
- Кто вошел в состав экспедиции?
- Окончательный состав экспедиции будет утвержден непосредственно перед выездом из Москвы. Об участниках можно сказать только одно: одиннадцать человек - это испытанные в многочисленных экспедициях нашего центра люди, а двенадцатый участник - победитель конкурса, устроенного каналом Рамблер ТелеСеть - соорганизатором экспедиции (кстати, за ходом путешествия можно будет следить в режиме он-лайн в Интернете и в эфире канала). Его зовут Виктор Помелов, ему 59 лет. Он профессиональный заводчик ездовых собак из Подмосковья. Он достаточно опытный путешественник.
- Есть ли у экспедиции научная программа?
- Да. По заказу МГУ мы проведем ряд экологических и фаунистических наблюдений. Руководить научной частью экспедиции будет Вячеслав Государев, начальник Северной экспедиции географического факультета МГУ.
- Что представляют собой вездеходы, на которых вы будете покорять океан?
- Это новое поколение наших вездеходов на пневматиках сверхнизкого давления. Первые такие машины наш центр построил еще в конце 90-х годов прошлого века. С тех пор мы практически для каждой экспедиции разрабатываем новую конструкцию. Проект делают профессиональные автомобильные инженеры, члены нашего центра и участники экспедиций. А заказы на изготовление машин мы размещаем на заводах, уровень которых позволяет успешно справляться с работами такого рода. Машины, на которых мы пойдем через полюс - мы назвали их "Торосами", - оснащены фольксвагеновскими дизелями и коробками передач. Редукторы мостов мы взяли от "УАЗов", баранку и рулевой механизм от "Жигулей", подвеску и раму разработали сами. Все шесть колес машины подвешены независимо. Ход подвески составляет 45 сантиметров. Такими характеристиками не могут похвастаться даже джипы, участвующие в ралли-рейдах типа "Париж - Дакар". Машины полноприводные, но постоянно у них работают только два моста. Третий можно подключать в случае необходимости. Машины плавают благодаря своим огромным шинам. В принципе они могут плыть, загребая колесами, но мы все же возьмем с собой лодочный мотор. Обычный подвесной. Он вполне удобно устанавливается на пороге открытой дверцы в корме машины. Конечно, пускаться в дальнее плавание не стоит. Но форсировать полынью шириной в несколько сот метров можно будет вполне уверенно.
- А какова судьба машин, участвовавших в прошлых экспедициях?
- Их судьба сложилась по-разному. Вот, например, вездеходы, добравшиеся до Певека, так и остались на Чукотке. Они даже работают в заповеднике на острове Врангеля. Ими очень довольны. Кстати, канадский вездеходик "Арго" развалился на ухабах острова за полсезона.
- Вы планируете серийное производство ваших машин?
- Да. По сути, "Торос" это уже практически предсерийная модель. Трансполярное путешествие позволит выявить в его конструкции все слабые места. После их усиления машина будет вполне готова для серийного производства. Пока цена одного вездехода колеблется в пределах 18-19 тысяч долларов. Производство-то штучное.
- Существует ли спрос на подобные машины?
- Огромный. Ведь это идеальный транспорт для высоких широт. Снегоходы - не панацея. 98-й бензин для импортных машин на Севере не сыскать. Если наши "Бураны" тратят 40 литров горючего на 100 километров, это считается очень хорошим результатом. А ведь 100 километров по северным меркам - это как в Москве за угол завернуть. Нормальная поездка к соседям и обратно - несколько сотен километров. Расход топлива считайте сами. Так что нелишне будет иметь свой нефтеперерабатывающий заводик. Гусеничные транспортеры наносят тундре незаживающие раны. За несколько лет из следа одной только машины вырастает огромный овраг. Вертолет очень дорогой вид транспорта. К тому же он зависит от погоды. Наша машина - даже сейчас - окупается примерно за 12 часов работы вертолета Ми-8. Но 12 часов - это очень мало. А наша машина может проработать десять лет. К тому же на нынешний вариант вездехода установлен дизельный двигатель. А солярки на северах всегда много.
- А давайте теперь перейдем на личности. Что вас влечет на Север?
- Я организовал 22 серьезные арктические и антарктические экспедиции и могу сказать одно: Север - это место для настоящих мужиков. Там я знаю практически все и уверен, что найду верное решение наперекор любым буранам. Вот эта уверенность и радует.
- Вы с Севером на "ты"?
- Нет. Только на "вы". Переходить в данном случае на "ты" - самая страшная ошибка. Там нельзя быть самонадеянным. Как только подумаешь, что победил природу, она сразу же покажет тебе, кто тут хозяин.
- Остается только пожелать вам удачи. Ни пуха ни пера!
- К черту.