27.02.2004 07:10
Поделиться

Гитлер собирался бежать

93-летний капитан Эрнст Кениг, бывший штурман морской авиации, по настоянию своих друзей решился рассказать журналистам из английской газеты "Таймс" о дерзком плане нацистов вывезти своих уцелевших лидеров специальным самолетом в Гренландию.

По плану, сорванному наступлением советских войск на Берлин, Герман Геринг, Генрих Гиммлер и другие фюреры должны были улететь из Северной Германии. Было решено, что Гитлер останется в Берлине. План включал в себя также попытку вывезти из столицы рейха копию завещания фюрера, но от нее отказались из-за интенсивного обстрела советской артиллерии.

По словам Кенига, для побега из Берлина собирались использовать огромные морские самолеты БВ-222. В то время эта летающая лодка была самой большой в мире. Самолет, созданный немецкой фирмой "Блом унд Фосс", имел размах крыльев 46 метров, высоту - 10,9 метра, мог взять на борт 92 человека с полной боевой выкладкой и лететь со скоростью 343 км/час. В воздухе он мог продержаться до 33 часов и был идеален для дальних перелетов - до 7000 километров. "Было построено всего 13 машин, - вспоминает Кениг. - Первые восемь использовались для транспортировки техники в Северную Африку и транспортировки раненых, остальные уничтожали подводные лодки. К апрелю 1945 года на базе в Травемюнде осталось только три самолета".

В начале апреля Кениг, который, будучи специалистом по навигации, работал над секретным проектом морского самолета в портовом городе Травемюнде, получил приказ подготовить две морские лодки к дальнему перелету. В доки доставили запасы, в том числе лыжи, палатки, сани, большое количество продовольствия. Бывший штурман считает, что план бегства высокопоставленных гитлеровцев разработал личный пилот Гитлера Ганс Баур, который впоследствии говорил, что предлагал фюреру доставить его, куда тот пожелает, включая Гренландию, Северную Африку и Мадагаскар. После войны Баур заявил допрашивающим его следователям, что мог сделать это "вплоть до самого последнего дня".

Кенигу также приказали подготовиться к эвакуации 30 самых высокопоставленных нацистов, включая главу люфтваффе Геринга, главу СС Гиммлера и адмирала Карла Деница, назначенного Гитлером преемником и который возглавлял Третий рейх в его последние дни.

Была поставлена задача - взять их на борт в небольшой бухте севернее Киля, где собирались остатки немецкого командования, и высадить их в Гренландии, на датской территории.

В ночь на 8 апреля 1945 года бомбардировка союзной авиации сорвала первую попытку. "Два БВ-222 были полностью уничтожены, когда они сели на воду, - рассказывает Кениг. - Но от плана не отказались. В цехе оставался еще один самолет, его тоже подготовили. Потребовалось много работы, но она была выполнена, и снова были привезены припасы для погрузки на борт".

Спустя две недели Гитлер объявил оставшимся своим соратникам, что война проиграна и они должны заняться организацией своего бегства.

По словам Клауса Дитера Бродцига, бывшего летчика, занимающегося историей немецких морских самолетов, когда Гитлер покончил с собой в подвале рейхсканцелярии в Берлине, возник план отправить маленький морской самолет БВ-138, который должен был сесть на берлинское озеро Ванзее и забрать копию завещания фюрера. "Полет был совершен 1 мая. На следующий день после самоубийства Гитлера, - заявил Бродциг. - Пилот вылетел из Копенгагена, но не смог сесть на Ванзее из-за обстрела, который вели русские танки". В Травемюнде, оказавшемся между наступавшими британскими и советскими войсками, готовили последний БВ-222, но, как выяснилось, было уже поздно. "Нас вызвали на базу 2 мая, - рассказывает Кениг. - Наш командир, капитан Майерлинг, сказал, что наша работа закончена, война кончилась, раздал нам наши документы и отправил по домам. Потом мы взорвали последнюю летающую лодку".

Но здесь память изменяет Эрнсту Кенигу. Согласно архивным документам, американцы смогли захватить целым последний БВ-222 и переправить его в Америку для изучения.

История, рассказанная бывшим немецким штурманом, вполне реальна. Как заявил известный военный историк из лондонского Военного музея Терри Чармен, рассказ Кенига кажется ему заслуживающим доверия, к тому же его подтверждают разрозненные подробности, которые сообщили в свое время захваченные в плен высокопоставленные нацисты. "Архитектор Гитлера Альберт Шпеер, - сказал он, - также упоминал о попытке бегства в Гренландию, от которой фюрер отказался". При этом он добавил, что подразделение люфтваффе под командованием полковника Вернера Баумбаха, занимавшееся секретными спецоперациями, использовало летающую лодку БВ-222 и могло быть причастным к плану бегства нацистской верхушки.

Интересно, какие еще тайны хранит история Второй мировой войны?