27.02.2004 05:30
    Поделиться

    Потусторонние истории

    Опьянение

    Фильм "Пираты Карибского моря. Проклятие Черной жемчужины" сравнивают с Диснейлендом. Авторы и не скрывают родства: их задача - впасть в детство и всласть наиграться.

    В оригинальной версии это ничем не замутненное удовольствие, опьяняющее вольным духом романтики. В русской версии полному счастью мешает дубляж: наши актеры не уловили игровой стиль фильма и его угробили. Так что в России это фильм не для кинотеатров и даже не для видеокассет - а только для DVD, где можно отключить коровьи голоса дублеров, включить, увы, не всегда грамотные русские субтитры и без помех слушать рекордно смешные интонации Джонни Деппа.

    Режиссер Гор Вербинский ("Мышиная охота") сделал редкий американский фильм с чисто европейским чувством юмора. Это фильм одного актера. Несмотря на обаяние молодого Орландо Блума и участие такой звезды, как Джеффри Раш в роли капитана-призрака, смотришь только на Деппа. Он придумал себе пластику то ли вороватого цыгана, то ли самовлюбленной звезды трансвестит-шоу, присовокупил вкрадчивый голос нарцисса-соблазнителя, и это, несомненно, его самая колоритная роль. Он здесь ни на кого не похож - он уникален, без него картина развалится.

    По сюжету это классический пиратский роман XVIII века с потусторонними ужасами и волшебными амулетами. В нем действует таинственный корабль с разодранными парусами и экипажем, в котором лунный свет обнаруживает живых мертвецов. Над ними тяготеет проклятье: нет покоя пиратам, пока они не вернут ацтекам их золото. Сюжет вращается вокруг похищения пиратами губернаторовой дочки и ее спасения влюбленным в нее кузнецом Уиллом, заключившим союз с Джеком Воробьем, пиратом-одиночкой. Задача усложняется тем, что пираты уже мертвы и потому неуязвимы ни для клинка, ни для пули.

    На DVD "Видеосервис" богатая коллекция бонусов. Из репортажа о съемках можно узнать, как на калифорнийской студии по крупицам собирался XVIII век. Есть набор вырезанных эпизодов и смешных казусов во время съемок. Оценка 8 из 10.

    Похмелье

    Сергей Никоненко поставил комедию по мотивам Шукшина: использованы рассказы "Ночью в бойлерной", "Привет сивому" и "Обида", а все скрепляет мотив неоконченной повести "А поутру они проснулись". Занял превосходных артистов и каждому дал бенефисную роль. Получился фильм-концерт, местами смешной, местами горький и напоминающий знаменитую статью-крик Шукшина "Что с нами происходит?!".

    А происходит все утром в вытрезвителе, обитатели которого проснулись с мутным чувством больной совести: вчера они сделали что-то не то. В камеру приходит социолог, хочет откровенности. И постепенно раскручиваются рассказы о казусах, случившихся накануне и приведших к постыдным случаям пьянства. Эти рассказы замечательно разыгрывают Сергей Гармаш, Василий Мищенко, Игорь Бочкин, Александр Абдулов, Евгений Стычкин и сам Никоненко, и мы понимаем, что кое-где у нас порой бывали случаи нарушения правил социалистического общежития.

    Фильм смотришь с удовольствием, несмотря на разнокалиберность "номеров", навязчивую фоновую музычку и отсутствие единого стиля. Потому что хорошие артисты вкладывают в печально-комичные шукшинские истории всю боль и всю досаду. Но сколько же воды утекло с той поры!

    В той своей статье, напечатанной в "Литгазете" в позднесоветские времена, Шукшин уловил начатки озверения народа. На вопрос "Что с нами происходит?!" тогда ответа не было. Сегодня эти признаки расчеловечивания, зафиксированные в исходном материале фильма, кажутся невинными шалостями нашкодивших, но в целом совестливых несмышленышей.

    Кроме удовольствия от актеров, картина, таким образом, ценна в качестве метки-маяка на нашем пути вперед и ниже: по части озверения общество с шукшинских времен сильно преуспело. Так преуспело, что покаянные рассуждизмы бедолаг, проснувшихся поутру в районном вытрезвителе, воспринимаешь почти как ностальгию по навсегда ушедшей цивилизации. DVD CP Digital, оценка 5 из 10.

    Чернокнижье

    "Книга теней" (Malefique) француза Эрика Валетты - мистический триллер с приличествующими жанру подвываниями и блужданиями сквозь стены.

    При этом действие не покидает мрачной тюремной камеры, где собралась странная компания: молчаливый убийца своей жены Лассаль, мускулистый транссексуал Маркус с повадками боксера, его жертва и пассия полубезумный Маргаритка и бывший глава фирмы Каррер, которого уличили в жульничестве. Размеренную жизнь тюряги нарушит интригующая находка: за кирпичом в стенке обнаружится дневник арестанта начала прошлого века с каббалистическими знаками и тайными шифрами.

    Наличие каббалистики обычно освобождает авторов от объяснений смысла происходящего: чудо есть чудо. Поэтому смысла нет и не будет. Остается следить за поступками персонажей и их попытками бежать в никуда. Чему несколько мешает на изумление скверная, почти любительская игра актеров. DVD CP Digital, оценка 5 из 10.

    Святая ложь

    "Гуд бай, Ленин!" - картина знаменитая. Она получила "Серебряного медведя" на Берлинском фестивале 2003 года.

    История о женщине из ГДР, проспавшей приход капитализма в ее социалистический рай, замечательно придумана и нравится практически всем зрителям, но грешит психологическими натяжками и сюжетными нестыковками. Похоже, авторы и сами не решили, кто эта женщина - убежденная коммунистка или диссидентка, вынужденная играть в общую верноподданическую игру.

    Самое милое здесь - трогательная в своей наивности "ложь во спасение": опасаясь травмировать больную мать известием о падении ее любимой ГДР, 21-летний Алекс создает посреди "нового Берлина" уголок развитого социализма. Здесь масса смешных деталей: и то, как он добывает навсегда исчезнувшие с прилавков плоды социалистического изобилия, и то, как вместе с другом-кинолюбителем создает специально для мамы выпуски теленовостей, победно рапортующих о стальной поступи Отчизны. Это хиты фильма, его главные аттракционы. А вот история с бежавшим на Запад папой необъяснима: если он так рвался назад к семье, то почему затаился, когда границы рухнули, и домой его мог вернуть обычный рейсовый автобус? И мама тоже ведет себя странно: медсестра из СССР (Чулпан Хаматова) уже объяснила ей, что двух Германий больше нет - но та продолжает играть в прежнюю игру.

    При всем том эта картина в немецком и мировом кино занимает особое место: это первый случай, когда политические катаклизмы даны без политических оценок - через судьбы обычных людей, которые так нелепо искажены игрой в миф. DVD Twister, оценка 6 из 10.

    Источник DVD для обзора - "Пурпурный легион на Новокузнецкой".

    Поделиться