28.02.2004 04:00
    Поделиться

    Маленькая авария в открытом космосе

    Экипаж МКС был вынужден прервать работу в открытом космосе

    Вчера в 00.17 по московскому времени экипаж открыл люки стыковочного отсека "Пирс" и вышел в открытый космос. Через три часа Калери сообщил: "Жарковато что-то стало".

    "Похоже, сублиматор у тебя окончательно накрылся, так у нас по телеметрии получается", - отметил ЦУП.

    "Я точно могу сказать, что охлаждения нет", - подтвердил с орбиты Калери.

    "Возвращайтесь!" - дал команду руководитель полета российского сегмента МКС Владимир Соловьев.

    По плану работа должна была продолжиться до 5. 50. Однако уже в 4.13 космонавты вернулись на станцию. Причину неполадок обнаружил сам Калери после того, как снял скафандр и увидел пережатую трубку системы водяного охлаждения. "Когда я ее распрямил, то сразу пошел холод по спине", - сказал он в ходе переговоров с техническими специалистами ЦУПа.

    Почему трубка, грубо говоря, могла загнуться? С этим вопросом корреспондент "РГ" обратился к разработчикам скафандра "Орлан-М", а именно - первому заместителю генерального директора-генерального конструктора НПП "Звезда" Сергею Позднякову.

    - Предварительная информация такая: была пережата эластичная трубка, которая соединяет костюм водяного охлаждения космонавта с самим скафандром, - сказал Сергей Сергеевич. - В результате этого по системе очень слабо циркулировала вода, задающая охлаждение. Знаете, это как шланг на огороде: вы пережимаете и вода идет уже плохо... Поэтому температурный режим был не тот и при выполнении физической работы Калери потел больше, чем надо. Он отмечал, что в системе вентиляции есть влага, которая вылетает в виде капель. Поэтому решили не рисковать и несколько сократить программу работы на поверхности станции.

    - На каком этапе это могло произойти?

    - Видимо, при надевании скафандра. В его задней части есть такая дверь, которую космонавт открывает и входит в скафандр, как в холодильник. И вот когда космонавт там уже "наполовину" - ноги в штанах - он должен состыковать все разъемы, соединяющие костюм водяного охлаждения, который надет заранее, с самой системой. Поза эта не совсем удобная. А уже в скафандре космонавт не может проконтролировать положение этих трубок. У нас такой случай первый. Возможно, мы дадим какие-то уточнения к инструкции.

    Между тем Владимир Соловьев исключил возможность заводского брака. "В этих скафандрах уже выходили, и все было нормально", - пояснил он журналистам, добавив: "У нас, судя по всему, появятся вопросы по подготовке и организации самого выхода в космос". Все последующие выходы в открытый космос экипажи МКС будут проводить в новых скафандрах, которые есть на борту станции.

    Несмотря на досрочное возвращение на станцию, Калери и Фоул выполнили две трети запланированных работ. В частности, на поверхности модуля "Звезда" отныне появился "электронный дозорный". Это российско-европейский манекен "господин Рендо", предназначенный для измерения доз радиации, которые получают космонавты в открытом космосе. Кроме того, космонавты сняли одну из панелей для японского эксперимента по материаловедению. Экипаж не успел смонтировать на стыковочном отсеке лазерные отражатели для нового европейского космического грузового корабля "ADV". Это не очень здорово, поскольку на "грузовик" возлагаются особые надежды: начало его эксплуатации хоть как-то облегчит нагрузку на российские "Союзы", которые сейчас тянут ношу по доставке грузов и экипажей на орбиту. То, что не сделал нынешний экипаж, перейдет к следующему. Впрочем, время еще есть: "европеец" должен впервые причалить к станции в 2005 году.

    Поделиться