Голландский истеблишмент прибыл на церемонию открытия во главе с принцем Оранским. Фейерверк под проливным дождем на омывающих Амстелхоф каналах, милый камерный концерт в зале домовой церкви и русская водка в музейном кафе вполне вписались в продуманный культурно-исторический контекст.
Михаил Пиотровский, приветствовавший гостей "Эрмитажа на Амстеле" на голландском языке, подчеркнул, что открывает именно "посольство", а не "консульство" музея, как это было в Лондоне и Лас-Вегасе. Иначе и быть не могло - первым "послом" России в Нидерландах стал Петр Великий, так 300 с лишним лет назад восхитившийся Амстердамом, что основал новую столицу государства российского. Муниципалитет Амстердама передал архитектурный комплекс Амстелхоф, созданный в конце XVII века, фонду "Эрмитаж на Амстеле" - для открытия филиала петербургского музея. Проект, придуманный Михаилом Пиотровским и его амстердамским коллегой Эрнстом Вейном, директором музея "Новая Кирха", - подарок к 300-летию Петербурга. "Я знал о намерении Пиотровского создать представительства Эрмитажа за пределами России. Эта духовно обогащающая, сближающая народы идея показалась мне чрезвычайно привлекательной. У нас много единомышленников в культурной и политической среде Голландии - тех, кто дорожит родившейся более чем три века назад историей дружбы наших стран. И мы начали работать", - рассказал Эрнст Вейн.
На берега Амстела с берегов Невы приедут "Николай и Александра: последняя императорская чета", а вслед за ними - венецианская живопись.
Амстелхоф строился в восьмидесятых годах ХVII века как дом для престарелых, и в таком качестве этот уникальный архитектурный уникальный комплекс, с трех сторон окруженный рекой Амстел и ее каналами, пребывал до начала XXI века. Амстелхов - один из красивейших образцов монументальной классической архитектуры в столице Нидерландов. Здание многократно перестраивалось, и сейчас первоначальный облик сохранили лишь помещения домовой церкви с отличным органом и кухни. Эти помещения, разумеется, не будут подвергаться никаким перестройкам.
Бюджет капитального ремонта здания, где разместился филиал, составляет 4 миллиона евро. Это лишь первая очередь проекта. Пока Эрмитаж расположился лишь в одном крыле квадратного в периметре здания. Ожидается, что в конце 2007 года весь Амстелхоф будет использован под новый музей, общая выставочная площадь которого - 4 тысячи квадратных метров. Общая цена проекта - 39 миллионов евро. Главный меценат - национальная лотерея, принесшая проекту 23 миллиона евро, провинция Северная Голландия выделила "Эрмитажу на Амстеле" 10 миллионов евро, а Эрнст Вейн пожертвовал на проект 12 тысяч евро - свою премию за вклад в экономическое развитие Амстердама.
Амстелхоф поражает абсолютной гармоничностью строгих пропорций и - благодаря окруженности водой - изолированностью, уединенностью в полном соответствии с названием "Эрмитаж". Впрочем, уединенность вскоре навсегда покинет этот архитектурный памятник с восхитительным садом, где будут проходить выставки и концерты под открытым небом. По предварительным данным, "Эрмитаж на Амстеле" посетят около 50 тысяч человек.
Раз в полгода в отреставрированных в соответствии с европейскими музейными стандартами зданиях комплекса будут организовываться сменяющие друг друга выставки из Эрмитажа. Для открывающей музей экспозиции в олимпийский год в Амстердам отправилась выставка "Греческое золото". На выставке представлены греческие ювелирные изделия VI-II веков до нашей эры. Кроме 101 экспоната из золота в Амстелхоф приехали три литейные формы, бронзовое зеркало с позолотой, восемь ваз, две серебряные чаши. Большое собрание золотых украшений античной эпохи Эрмитажа состоит из двух частей. Одна - покупки, дары и вещи из частных коллекций, вошедших в разное время в состав эрмитажных фондов, другая - археологические находки, сделанные во время раскопок курганов и некрополей близ греческих городов на северном побережье Черного моря. На выставке - экспонаты из обеих частей собрания. Среди шедевров ювелирного искусства на выставке демонстрируется серьга IV века до нашей эры - пример миниатюрной, вернее, микроскопической работы, мельчайшую зернь и тонкую филигрань можно рассмотреть только через лупу, которая и вмонтирована в витрину. Ожерелье из кургана Большая Близница на Тамани - уникальный образец греческого ювелирного искусства, а золотая гривна IV века до нашей эры из Куль-Обы, украшенная скульптурными фигурками двух скифов-всадников, вышла из греческой мастерской.
После греческого золота на берега Амстела с берегов Невы приедут "Николай и Александра: последняя императорская чета", а вслед за ними - венецианская живопись. Эти три экспозиции отражают тематические направления будущих выставок - антропология, история и изобразительное искусство.