-Как вы решились пригласить на главную роль Виктора Сухорукова, примелькавшегося в образах крупных, средних и мелких бандитов?
- Риск был большой делать из него императора. К тому же про Сухорукова говорили, что он на съемках склочный, вздорный. Но на самом деле Витя - большой работяга, выкладывался перед камерой абсолютно. Мне с трудом удавалось его неуемную энергию уложить в образ.
- А каково вам было работать с Олегом Янковским?
- Поначалу - сложно. Ореол славы давал о себе знать, но постепенно Янковский, как истинный профессионал, тонко входил в ситуации.
- У меня сложилось впечатление, что Сухоруков эмоционально выразительнее Янковского.
- Конечно! Роль Павла требует мгновенной эмоциональной реакции, потому и выбросы энергетики более сильные. Пален же - хладнокровен и закрыт. Как государственник, и к тому же заговорщик, он обязан быть сдержанным...
- Павел в начале и конце съемок - какова дистанция между ними?
- Большая... Начиная работу над сценарием, я представлял себе одно. Но в процессе съемок Павел менялся,- он становился живым человеком, более понятным в своих действиях, более актуальным.
- И каков же, на ваш взгляд, император Павел?
- Он имел несчастье родиться наследным принцем в России. Человек и власть - вечная российская тема, и может быть, главная. Власть перемалывает любого человека, и то, что выходит из-под ее жерновов, - и есть человек на троне. Чем сильнее личность, тем тяжелее процесс перемалывания. С Павлом произошла типичная российская история. Он был, вопреки замшелым идеологическим стереотипам, не клоуном, не безумцем, а личностью, сильной, незаурядной. Процесс перемалывания шел не по традиционным монархическим сценариям.
- Вы придерживались исторической версии событий?
- Ну, сколько историков, столько и мнений. Я ведь снимал художественный, а не документальный фильм. Детали - костюмы, реквизит и декорации были подлинными. А остальное я как режиссер, наверное, волен трактовать по своему. Счастье было в том, что мы снимали в музее, на реальном историческом фоне, а это редко бывает. Михайловский замок до сих пор овеян мистическим ореолом, кажется, в этих мрачных стенах еще слышны шаги и тихие сговоры убийц...
- Насколько Виктор Сухоруков заполнил собой образ Павла?
- В большой степени заполнил. Он, как и Павел, во время съемок ошибался, падал, поднимался...Так что мое экстравагантное решение пригласить Сухорукова на роль Павла полностью оправдалось. Мне хотелось взорвать многие представления о нем. И в том числе, выбором актера на эту роль.
- Фильм получил уже несколько премий, но Сухоруков оказался обойденным...
- Витю это очень разочаровало. Но для меня фестивали и премии не имеет большого значения. К премиям и званиям нужно относиться спокойно. На "Золотом Орле" была довольно неприятная ситуация, так как, я считаю, включение телевизионного сериала в номинацию кино-фестиваля некорректно. И получилось, что телевизионный фильм "Идиот" сравнивался с кинофильмами! Актер- в кино и актер- на телевидении живут абсолютно по разным законам. Я совершенно не умаляю достоинств актера, исполнителя главной роли в "Идиоте", но судить по тем же законам киноработу артиста нельзя.
- Янковский получил "Золотого орла" за роль второго плана. Это роль-то Палена второго плана?
- Тоже некорректно. В картине, если уж на то пошло, две главных роли - и Павел и Пален.
- Что хотите снимать дальше?
- Сейчас трилогию форматирую для видео, занят этим. А дальше... Я десять лет без отдыха, три картины подряд в течение десяти лет. Надо отдохнуть.