Сегодня в городе на Неве более десяти таких зон. Наиболее популярные в народе Малая Конюшенная, Малая Садовая, 6-7-я линии Васильевского острова. Они появились на свет в рамках правительственной адресной программы, которая была принята в 2001 году и рассчитана на три года. Предполагалось, что к 2004 году в городе будут обустроены 50 новых пешеходных зон.
"Новая идея" предусматривает создание 4 общегородских и ряда районных пешеходных территорий и так называемых "территорий спокойного движения". Все 4 общегородские территории к настоящему времени уже сформированы как элементы пешеходного пространства: это районы с условными названиями "Музейный Петербург", "Петербург Достоевского", зоны спокойного движения "Университетская" и "Петроградская".
Реализация программы запланирована на период с 2004-го по 2012 год. Строительство первоочередных объектов - общегородских территорий "спокойного движения" - планируется завершить в 2008 году.
Территории "спокойного движения" - это улицы или участки улиц, где будут созданы улучшенные условия движения пешеходов. Чиновники окрестили такие зоны "улицами для людей" - в противоположность транспортно-напряженным магистралям. Основной принцип устроения подобных территорий: их размещают на тех городских участках улично-дорожной сети, где нет интенсивного движения автотранспорта. С созданием пешеходных территорий там полностью запретят движение транспорта или же ограничат скорость движения.
Территорию с условным названием " Музейный Петербург" планируют благоустроить в историческом центре, так называемом "золотом треугольнике" - между Невским проспектом, набережными Невы и Фонтанки. Здесь расположены всемирно известные архитектурные ансамбли и памятники садово-паркового искусства: Эрмитаж, Русский музей, мемориальная Пушкинская зона.
"Петербург Достоевского" - такое название предполагается дать пешеходному пространству, ограниченному Казанской улицей, Гороховой улицей и набережной реки Фонтанки, набережной Крюкова канала и улицей Декабристов. Пешеходный маршрут пройдет от реконструированной Сенной площади к Столярному переулку, Гражданской и Казначейской улицам, где расположены литературные адреса - "Дом Раскольникова", "Дом Сони Мармеладовой", "Полицейская контора". Завершение маршрута - на Театральной площади или у Никольского собора.
Зона спокойного движения "Университетская" будет располагаться на территории Васильевского острова между набережными Большой и Малой Невы, 8-й линией и Средним проспектом. Движение транспорта с условием ограничения его скорости предполагается сохранить. В планируемые пешеходные маршруты органично впишется уже действующая зона благоустройства на 6-7-й линиях Васильевского острова. "Петроградскую" зону спокойного движения организуют на ограниченном участке между Кронверкским, Большим проспектами, улицами Ленина и Введенской. Однако представленная концепция пока не отвечает в полной мере интересам городских властей. Председатель комитета по благоустройству и дорожному хозяйству Санкт-Петербурга Владимир Дедюхин с новой идеей развития пешеходных территорий не согласился.
Первоначально, когда возникла сама идея, планировалось обустроить пешеходные зоны так, чтобы петербуржцы и гости города чувствовали себя комфортно и в полной безопасности. -Сегодняшняя "пешеходная зона",- заявил глава комитета по благоустройству и дорожному хозяйству, - подменяется понятием "территория спокойного движения". В этом проекте предполагается лишь ограничить транспортное движение. Такое "равноправие" машин и пешеходов делает зону даже более опасной, чем улица интенсивного движения. Более того, как подчеркнул Дедюхин, ни одна из уже действующих "пешеходных зон" в Петербурге по сути таковой не является: "Площадь Искусства превращена в парковку, на улице Итальянской проходит до 100 автомобилей в час, на канале Грибоедова - между Невским проспектом и Спасом на Крови - до 200 автомобилей за тот же период времени".
Вызвал вопросы и статус пешеходных территорий - ведь это отдельная статья в бюджете. Впрочем, финансовая сторона концепции не затрагивалась вообще. Концепция, представленная на заседании городского штаба благоустройства, должна быть рассмотрена петербургским правительством в конце марта. Тогда и будут взвешены все плюсы и минусы амбициозного проекта. И выяснится главное - готов ли город искать явно немалые средства для его реализации.