Согласно опубликованным результатам "Международного исследования среди предпринимателей" (IBOS), проведенного международной организацией "Грант Торнтон" среди 6900 компаний в 26 странах мира, женщины занимают видные посты в 59 процентах опрошенных компаний.
Но при этом, если взять процентное соотношение мужчин и женщин в руководстве, только пятая часть (19 процентов) от общего числа руководителей высшего звена - женщины.
Россия лидирует по числу топ-менеджеров женского пола - 89 процентов респондентов подтвердили участие женщин в руководстве своих компаний, второе место - у Филиппин (85 процентов). Три четверти руководящих постов в США, Мексике и Южной Африке (по 75 процентов) и Гонконге (74 процента) заняты женщинами. Самые низкие результаты были зарегистрированы в Нидерландах, Пакистане (по 27 процентов), Японии (29 процентов) и Германии (33 процента).
Интересно отметить, что в каждой шестой из десяти опрошенных компаний хотя бы одна женщина занимает руководящий пост, однако не самый высший.
Россия - единственная страна, в которой процент женщин-руководителей (42 процента) приближается к проценту руководителей-мужчин, второе место по этому показателю занимают Филиппины - 39 процентов. Удивительно, что в США, например, при том, что женщины участвуют в руководстве 75 процентов опрошенных компаний, процент их участия в высшем руководстве компаний по сравнению с мужчинами составляет всего 20 процентов.
При анализе результатов необходимо учитывать культурные различия. В таких странах, как Филиппины, где вопрос о правах женщин никогда не стоял или уже не стоит, где религиозные обычаи не препятствуют правам женщин на работу и где женщинам приходилось брать руководство в свои руки прежде всего в силу необходимости, а не в силу своего собственного выбора, представленность женщин в руководящем составе достаточно высока.
Другое дело - Россия, где до недавнего времени мужчины смотрели на женщин- руководителей как на некую экзотику и только в последнее время отношение к ним круто переменилось.
Эти факторы, а также проблемы прав женщин, религиозные ограничения и экономические сложности, которые играют огромную роль в современном мире, например стоимость ухода за ребенком, являются ключевыми в определении степени представленности женщин среди руководителей высшего звена.
Исследователи предупреждают, что делать какие-либо далеко идущие выводы о правах женщин из отчета не следует, так как в разных странах существуют различные религиозно-культурные традиции, с одной стороны, и разные степени социального обеспечения - с другой, это приводит к тому, что в ряде стран (например, России) больший процент женщин вынужден работать.
В случае России важную роль играет и высокий процент разводов, что приводит к увеличению процента работающих женщин. А бурно растущая экономика становится трамплином, по которому они доходят до высших постов.
Впрочем, рано радоваться равноправию: женщины у нас "заправляют" главным образом в малом и среднем бизнесе, что же касается крупных корпораций, то там они встречаются, дай бог, на третьих ролях. Олигархов среди них пока нет.