- Господин посол, только что министры иностранных дел Евросоюза в достаточно категоричной форме высказались за автоматическое распространение на десять будущих стран - членов ЕС соглашения о партнерстве и сотрудничестве (СПС). Подобная постановка вопроса не совсем приемлема для России, поскольку не учитываются многие ее интересы. Что вы думаете по этому поводу?
- Действительно, в минувший понедельник состоялось заинтересованное обсуждение министрами иностранных дел ЕС отношений между Россией и Европейским союзом. А также путей расширения этих отношений. На встрече министры иностранных дел еще раз подтвердили, что партнерство с Россией является приоритетом для Евросоюза. Они выразили уверенность, что именно расширение Европы поможет укрепить это партнерство. В случае с Россией краеугольным камнем партнерства как раз и является СПС.
В Брюсселе министры вновь подтвердили намерения распространить СПС на десять новых членов ЕС. Иначе могут возникнуть серьезные проблемы в отношениях между ЕС и Россией. С нашей точки зрения, распространение СПС является чистой формальностью, законным следствием увеличения Евросоюза с 15 до 25 членов. Еще раз подчеркиваю, что это законная формальность. Эту проблему надо рассматривать отдельно от той озабоченности, которую вызывает у России расширение ЕС.
- Как вы считаете, возможно ли достижение компромисса в этом вопросе с Россией?
- Повторю: я считаю, что, с одной стороны, России необходимо спокойно отнестись к распространению СПС на новых членов ЕС. С другой стороны, Москве следует продолжить обсуждение выдвинутых ею требований. Должно быть как бы два параллельных переговорных процесса. Я не думаю, что сейчас наши отношения переживают кризис, мы конструктивно работаем с Россией с тем, чтобы к первому мая подписать документы, которые будут учитывать озабоченность российской стороны.
Существует еще ряд проблем во взаимоотношениях России и ЕС. В частности, речь идет о невыгодных условиях вступления России в ВТО и требовании ратификации Киотского протокола.
Начнем с энергетического диалога в рамках переговоров о присоединении России к ВТО. В Евросоюзе считают, что низкие внутренние цены на российские энергоносители не способствуют эффективному использованию этого ресурса. К тому же негативно влияют на конъюнктуру этого рынка в Европе. В этом вопросе необходимо соблюдать баланс интересов всех сторон. Кроме того, мы считаем, что и ратификация Россией Киотского протокола в долгосрочном плане также отвечает интересам вашей страны.
- Какой будет позиция Ирландии в период председательства в ЕС по вопросу о Чечне?
Ирландия, так же как и другие члены Европейского Союза, выражает озабоченность по некоторым аспектам ситуации в Чечне, прежде всего соблюдения прав человека. При этом мы рассматриваем уважение прав человека в качестве основного элемента нашего партнерства, и хотели бы наладить регулярный обмен информацией с Россией именно по этому вопросу. Мы полностью уважаем суверенитет России и ее усилия в борьбе с терроризмом. Но решение чеченской проблемы невозможно только с помощью одних только мер по укреплению безопасности. Для долгосрочной перспективы необходимо политическое решение этой проблемы. Мы знаем, что в Чечне идет политический диалог, и мы надеемся, что этот процесс позволит достичь долговременного решения проблемы.
- В последнее время на фоне разногласий по поводу проведения институциональных реформ Евросоюза Франция, Германия и Великобритания заметно активизировали трехсторонние контакты. Многие эксперты видят за этим стремление трех стран захватить лидерство в новой Европе. Насколько сильны эти тенденции?
Сами по себе встречи лидеров Франции, Великобритании и Германии не рассматриваются нами как угроза, как нечто негативное. Естественно при условии, что там не принимаются односторонние решения, которые бы шли вразрез с мнением других членов Евросоюза. Мы понимаем, что расширение ЕС требует институционных изменений. Но до сих пор среди членов Союза нет согласия по ключевым вопросам европейского строительства. Сейчас обсуждается проект Конституции ЕС. Правда, пока сложно сказать, удастся ли принять Конституцию в период ирландского председательства. В то же время все прекрасно понимают, что без этого документа расширенная Европа не сможет эффективно функционировать.