По оценкам экспертов, в ближайшие годы в России ожидается настоящий бум на рынке косметических услуг. Надо отметить, что потенциальный спрос на профессиональные услуги косметологов примерно в десять раз превышает сложившееся предложение.
Сегодня все, что есть за рубежом (аппаратная косметология, мезотерапия, различные виды пилинга), есть и у нас. Мы не просто догнали Запад, некоторые российские разработки оказались настолько успешными, что их используют зарубежные специалисты.
Косметологи не устают повторять - нет некрасивых женщин, есть только ленивые. В то же время это относится в полной мере к мужчинам. На Западе каждый человек имеет своего косметолога, как, впрочем, стоматолога и психотерапевта. Считается неприемлемым, если человек, занимающий высокое положение в обществе, экономит на себе. В Москве появление мужчины в салоне красоты - в порядке вещей. Бизнесмен должен быть гладко выбрит, аккуратно одет, с ухоженными руками. Бизнес-леди посещают салоны красоты для того, чтобы соответствовать своему статусу, который предполагает регулярный уход за телом и лицом.
Сегодня больше 30 процентов посетителей косметических салонов - мужчины, и число их постоянно растет. Правда, между мужчинами и женщинами в посещении салонов есть небольшая разница - там, где женщине требуется 8-10 процедур, мужчине с его более грубой кожей нужно 12-14.
Однако несмотря на то, что рынок салонов красоты существует уже около 20 лет, он до сих пор остается одним из самых малоизученных. Входные барьеры на этот рынок достаточно высоки. В первую очередь это связано с большими финансовыми затратами на технологии, сырье, квалифицированные кадры, необходимость получения лицензий и сертификатов, специальное оборудование (например, стоимость одного из приборов, использующихся в аппаратной косметологии составляет порядка 6 тысяч долларов). Выходные же барьеры рынка можно назвать низкими. Значение наценки в этом бизнесе может доходить до 200 процентов, а в некоторых случаях и 300 процентов. Таким образом привлекательность косметологического рынка можно оценить чуть выше среднего, так как он обладает высокими барьерами на входе, низкими барьерами на выходе, быстрым темпом роста, достаточно высокой степенью рентабельности.
Вместе с тем всех потребителей салонов красоты можно разделить на несколько сегментов: уровень дохода, род занятий и образ жизни, повод для совершения покупки, частота и комплексность потребления на рынке.
Что касается самих салонов, то эксперты их разделили по уровням на VIP-салоны, салоны бизнес-класса и салоны эконом-класса. По различным подсчетам в настоящее время только в Москве работают от 800 до 900 салонов красоты различного уровня. На долю VIP-класса приходится около 30 процентов, бизнес-класса - 50 процентов и на салоны нижнего уровня - оставшиеся 20 процентов. Причем, по мнению аналитиков, сегмент салонов VIP- класса к настоящему времени перенасыщен, тогда как салонов бизнес-класса явно недостает. Впрочем, эксперты считают, что именно этот сегмент наиболее активно будет развиваться, поскольку уровень людей, причисляющих себя к среднему классу, постепенно растет и в то же время растет уровень культуры в области ухода за собой.
Мастерские по усовершенствованию нашей внешности могут быть как небольшими "домашними" косметическими кабинетами, так и большими салонами, настоящими "фабриками красоты". Вместе с тем качество услуг маленьких салонов красоты существенно разнится. Главным их плюсом является близость к дому. Но если в Америке именно "домашние" салоны держат большую часть рынка, то в России клиенты в поисках совершенства стремятся в основном в крупные салоны.
Достаточно обеспеченные и располагающие свободным временем люди могут позволить себе ухаживать за внешностью по так называемой SPA-философии, которая включает несколько постулатов: расслабление, уход за внешностью, физические нагрузки, рациональное питание. Такие SPA- процедуры напоминают занятия обитательниц гаремов, которые денно и нощно ухаживали за собой. Одни только ванны "фермерш" чего стоят. Так, ванна Клеопатры с использованием молока, эфирного и оливкового масел, ванна с морской солью, оливками, лепестками роз и листьев апельсинового дерева. Плюс всевозможные маски, обертывания, укутывания - соляные, грязевые, на основе водорослей. Пожалуй не помолодеть в таких условиях было бы преступлением. Правда, неделя такой красоты где-нибудь в Австрии обойдется от 2000-2300 долларов, а в Швейцарии цена доходит до 6 тысяч долларов.
Посетительницы салонов красоты зачастую рассчитывают, что они найдут там тот крем, от которого булгаковская Маргарита сбросила груз лет и несчастий и полетела. Особым спросом пользуются французские и израильские препараты, изготовленные на основе продуктов моря, морских водорослей, планктона, которые весьма успешно применяются в косметологии. Впрочем, им вовсе не уступают японские технологии, которые весьма успешно применяют некоторые московские салоны, используя японские косметологические программы.
Одной из причин старения кожи лица, как считают специалисты, является бездействие большинства лицевых мышц. Профессиональные косметологи стимулируют деятельность этих мышц электромиостимуляцией, которая снабжает кожу питательными веществами и кислородом. Результаты заметны после нескольких процедур. Один такой сеанс обойдется в долларов 10-20. Для борьбы с отдельно взятыми морщинами используют специальные инъекции, эффект от которых заметен на 6-7-й день после процедуры. "Разглаживание" морщин вокруг глаз стоит 250-300 долларов, всего лица - 500-550 долларов.
В США и Канаде наиболее популярным методом борьбы со старением является золотой каркас. При косметической процедуре армирования под кожу вводятся тончайшие золотые нити. У нас же массовое увлечение армированием пошло на спад. Специалисты объясняют это российским нетерпением: "и жить торопятся, и чувствовать спешат". Результат после таких процедур проявляется только через несколько месяцев. К тому же армирование надлежит делать только в возрасте от 30 до 35 лет, когда еще достаточно молодая кожа, а проникнуться идеей впрок зачастую весьма сложно. Однако результат золотого армирования держится довольно долго - от 8 до 12 лет. Правда, это одна из самых дорогих косметологических процедур на рынке, ее стоимость достигает 850-1200 долларов.
В последнее время рынок предоставления косметологических услуг стремительно развивается. С каждым днем появляются все новые технологии и методы в области омолаживания и консервации внешности. Работа идет по двум направлениям: одни компании составляют новые рецепты препаратов для ухода за лицом и телом, другие совершенствуют оборудование, используемое в индустрии красоты.