Самооборона - вплоть до убийства

Этот стереотип разрушило неожиданное решение суда присяжных. Жюри вынесло вердикт "не виновен" тому, кто спас свой дом тремя выстрелами на поражение.

Следствие по этому делу длилось год. Почти столько же по времени заняли девять судебных заседаний. К рассмотрению уголовного дела подключились правовое управление областной администрации, Кузбасская коллегия адвокатов, Институт имени Сербского в Москве, а само оно получило широкий общественный резонанс. Все это время горнорабочий шахты имени Кирова Анатолий Скрипников, обвиняемый в умышленном убийстве, находился в Кемеровском сизо.

Трагедия случилась в так называемый родительский день, когда поминают ушедших от нас. Семья Скрипниковых возвращалась с городского кладбища домой. Вместе с родителями был сын Денис - он в это время подрабатывал шофером в одном торговом комплексе. Парень молодой, а в шахтерском Ленинске-Кузнецком с работой не очень-то разбежишься, поэтому приходилось браться за любое дело, чтобы заработать на жизнь.

Дорога пролегала как раз мимо этого комплекса, и Денис решил зайти к своему шефу. Что там случилось и почему вышла ссора, так до конца и не прояснилось, но факт остается фактом: работодатель со своими подвыпившими друзьями избили Дениса, причем довольно жестоко. Денису удалось спастись бегством, но на этом злоключения не закончились. Едва семья добралась до дома, как вслед за ними на пороге частного дома Скрипниковых появилась непрошеная компания из трех агрессивно настроенных гостей, двое из которых были известны как отъявленные хулиганы, уже судимые ранее. Пришедшие вели себя так, что их преступные намерения не оставляли никаких сомнений. Понимая, что сыну, а может быть, и не только ему угрожает смертельная опасность, шахтер Скрипников схватился за ружье. Рассчитывал, что остудит пыл нетрезвой компании, и потому сначала выстрелил в воздух. Однако эффект оказался обратным: прибывшие с угрожающими криками бросились в нападение. Тогда Скрипников стал стрелять на поражение. Двоих он смертельно ранил на месте, третий скончался позже от полученных ран. Как позднее стало известно, все трое были членами местной группировки.

Пока шло предварительное следствие, Анатолию Скрипникову была назначена психолого-психиатрическая экспертиза, которая сделала вывод, что он действовал в состоянии аффекта. Повторную экспертизу он проходил уже в Институте Сербского. Там было вынесено абсолютно противоположное решение - никакого аффекта, Скрипников отдавал себе отчет в том, что защищал свое жилище и свою семью. Так как версия о состоянии аффекта отпала, официальная формулировка обвинения звучала так: умышленное убийство было совершено на почве неприязненных отношений.

Находясь в сизо, обвиняемый Скрипников подал прошение о том, чтобы его дело рассматривал суд присяжных. Его просьба была удовлетворена.

По Кодексу и по совести
Вспоминается случай, который произошел лет семнадцать назад. Однажды вечером на улице к молодой женщине начал приставать пьяный мужчина, причем так активно, что ей пришлось звать на помощь. На зов отозвался молодой парень. Завязалась драка. От удара пьяный не удержался на ногах, упал и ударился головой о бордюр. Смерть наступила мгновенно. Парня судили. И хотя ему дали условный срок, его биография была уже напрочь испорчена. Тогда еще отсутствовал суд присяжных. Может быть, рассматривай он это дело, вердикт был бы: "не виновен".