Сергей МАРКОВ, ДИРЕКТОР ИНСТИТУТА ПОЛИТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ:
- В первую очередь, это технический премьер, обладающий малым политическим весом. В этом смысле он явно не преемник Путина.
Кроме того, Фрадков - человек с либеральными взглядами, начавший карьеру в Правительстве Гайдара и вращавшийся в либеральных кругах.
Конечно же, требовался премьер, способный взять на себя ответственность за непопулярные реформы, которые, очевидно, готовятся.
Представив нового премьера, нам не представили будущую политику Правительства. Однозначно можно сказать то, что политику кабинета министров будет определять не Фрадков. С одной стороны, этим займется сам Президент, а с другой - та идейно-экономическая команда, которая образуется вокруг премьера.
Борис МАКАРЕНКО, 1-Й ЗАМ. ГЕНДИРЕКТОРА ЦЕНТРА ПОЛИТИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ:
- Назначение Фрадкова вполне укладывается в логику Президента. С одной стороны, это человек без каких-либо порочащих обстоятельств в биографии. С другой стороны, фигура несамостоятельная: проработав на многих местах, Фрадков не создал широких систем связи, которые были присущи фигурам так называемого "семейного клана".
Все это означает, что премьер будет исполнителем, причем зависимым и обращающимся за содействием к Президенту и его окружению.
Что касается будущей структуры кабинета министров, то я считаю, что он должен быть более компактным и умещаться за одним не очень большим столом. Не нужен аппарат Правительства, который сегодня по сути дублирует министерские функции. Те же функции, которые не связаны напрямую с определением политики, а являются служебными, надо увести в федеральные службы и агентства.
Андрей НЕЧАЕВ, БЫВШИЙ МИНИСТР ЭКОНОМИКИ:
- Фрадков - человек опытный, прошедший большую школу, в том числе и аппаратную. А это, кстати, очень важно, поскольку аппарат может заблокировать практически любую инициативу.
Во-вторых, он достаточно хорошо знает наше внешнее окружение и те требования, которые предъявляются России мировым сообществом, так как был в свое время министром внешнеэкономических связей, а до последнего времени - представителем России в ЕС. И конечно же, он неплохо представляет внутренние проблемы, в чем я убедился, когда сотрудничал с ним в бытность его заместителем секретаря Совета безопасности.
С другой стороны, можно сказать, что его плюсы в каком-то смысле могут оказаться и его минусами. Он человек очень стабильный, рассудительный, спокойный, не склонный к радикализму. Может быть, это и будет ему мешать, потому что сейчас, чтобы всерьез продвинуть реформы, он должен будет принимать достаточно смелые и достаточно радикальные решения.
Евгений ЯСИН, НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ ЭКОНОМИКИ:
- Совершенно определенно можно сказать, что это абсолютно лояльный человек. Имеет основательную бюрократическую подготовку, в самом лучшем смысле этого понятия. Он владеет всеми секретами бюрократической кухни. Не сказал бы, что Михаил Фрадков - фигура яркая, которая обладает своими взглядами на экономическую политику, особенно применительно к тому этапу, который сейчас стоит перед Россией. Но, во всяком случае, он человек нейтральный и порядочный.
Нам предстоит пройти "окно возможностей", которое откроется сразу после президентских выборов. Это примерно два года. Потом силы всей политической элиты будут сконцентрированы вокруг смены власти и команды. И я думаю, что Михаил Фрадков тот премьер, который будет работать до тех пор, пока не захлопнется это "окно возможностей". При этом надо понимать, что ключевые позиции все-таки будет занимать Президент и министры, с которыми он будет непосредственно работать. Сейчас трудно точно сказать, кто из прежнего состава кабинета министров продолжит свою карьеру во власти, но полагаю, что Алексей Кудрин и Герман Греф останутся.
Виктор ИВАНТЕР, АКАДЕМИК, ДИРЕКТОР ИНСТИТУТА НАРОДНО-ХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ:
- Фрадков - человек очень сбалансированный, прежде чем принимать какие-то решения, он хочет иметь самую разную достоверную информацию о последствиях этих решений.
Кроме того, это человек рыночной ориентации. В том смысле, что он понимает, что путь, выбранный Россией на создание свободной и открытой экономики, путь стратегический. Его рыночность не риторическая, а реальная. Так, он не верит в самодеятельность, в том, что рынок сам все расставит по местам, что все, как говорится, устаканится. Он считает, что если власть ничего конкретного предпринимать не будет в этом направлении, то все само собой не произойдет. А потому власть будет вмешиваться там, где дело не движется, создавать условия для бизнеса. Но зато версия о том, что государство будет подменять бизнес, совершенно исключена.
Михаил ДЕЛЯГИН, ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ПРЕЗИДИУМА ИНСТИТУТА ПРОБЛЕМ ГЛОБАЛИЗАЦИИ:
- Президент выполнил свое обещание - "сильно удивить страну". И это как раз тот случай, когда неожиданность, по крайней мере для меня лично, была приятной. Михаил Фрадков очень лояльный человек с большим природным здравым смыслом.
Но у него, правда, будут сложности при взаимодействии с очень амбициозными людьми, которые считали, что они должны и могут руководить Правительством. Они-то сейчас как раз неприятно удивлены и разочарованы в той же самой степени, в которой все остальные обрадованы. Но я совершенно уверен, что Михаил Фрадков сможет наладить работу кабинета министров.