Ловить гуманных торговцев на "живца" отправились в паре с соседским отпрыском Серегой, учеником девятого класса одной из средних московских школ. Со взрослым его спутать трудно: на вид не больше 16. На лице отпечатано: не имеет ни малейшего права отовариваться вредной для его здоровья продукцией, о чем на каждой сигаретной пачке неустанно предупреждает Минздрав РФ. Так что ошибиться в его случае продавцы никак не могли. Но, как ни странно, еще как ошибались: нередко без вопросов протягивали неокрепшему покупателю выбранное курево и напитки с градусами. Моему напарнику отказали в недозволенном лишь трижды, хотя мы обошли дюжину торговых точек.
Во многих европейских странах за продажу лицам до 21 года алкоголя или сигарет продавец автоматически вылетает с работы без лишней волокиты, а родители юного любителя взрослого допинга выплачивают крупный штраф. В России за реализацию алкоголя и табачных изделий покупателям, не достигшим 18 лет, магазин рискует нарваться на штраф до 300 тысяч рублей. Но, похоже, он им не страшен.
Заходим в большой универсам рядом со станцией "Теплый Стан". Серега уверенно протягивает полтинник кассирше и показывает на пачку сигарет известной марки. Девушка без звука пробивает запрещенную покупку.
- Вы разве не знаете, что детям продавать табак нельзя? - спрашиваю бессловесную продавщицу. Та посмотрела на меня как на юродивую.
- Современная молодежь сама деньги зарабатывает, им и решать, что покупать.
В ближайшем ларьке тоже пошли навстречу табачным пожеланиям школьника девятого класса. Торговец выдал пачку без вопросов, даже не взглянув на стоявшего у окошка юного оболтуса. Штрафа, как выяснилось, тут совсем не боятся.
- Да я в ларечники на месяц устроился: чем выше продажи, тем лучше. О морали думать некогда - за дурными привычками чадушек пусть лучше их родители следят.
Ситуация повторилась и в магазине "Продукты" рядом с метро "Юго-Западная". Там заодно с сигаретами Серега решил отовариться бутылкой коньяка. Сигареты ему снова выдали по первому требованию, а вот в коньяке отказали.
- Возьми лучше пива, мальчик.
Пива мы не хотели. Хотели найти честного продавца. Неравнодушная кассирша неожиданно встретилась нам в супермаркете.
- Ваш паспорт,- потребовала она у Сереги, когда тот с привычной уверенностью спросил сигареты.
- Дома забыл.
- Не морочь мне голову, детям сигареты не продаем.
Столь же решительно отказали пожилые продавщицы еще в двух торговых точках, по-матерински пытаясь оградить нерадивых детушек от дурной привычки. В общей массе они были скорее исключением.
Во многих европейских странах за продажу лицам до 21 года алкоголя или сигарет продавец автоматически вылетает с работы без лишней волокиты, а родители юного любителя взрослого допинга выплачивают крупный штраф.
Кто же должен следить за тем, чтобы нашим детям не продавали сигареты, которые не только сужают сосуды головного мозга, но так же практически начисто лишают неокрепший организм витамина С?
Комитет по делам семьи и молодежи г. Москвы сразу отрекся от функции опекуна:
- У нас столько много разных программ. Это, скорее всего, в Департаменте потребительского рынка и услуг должна существовать служба, которая контролирует соблюдения правил торговли.
Но и департамент, как выяснилось, не занимается этим "детским" вопросом. Крайней стала Мосторгинспекция. Она действительно проверяет торговцев по всем пунктам, но инспектора проходят дозором по магазинам и палаткам не каждый день. Тем более что застукать продавца на месте преступления, когда он продает ребенку сигареты или алкоголь, - случай крайне редкий.
На этом фоне акция ведущих табачных компаний против детского курения выглядит беспомощно: в магазинах они поместили информационные материалы о запрете продавать сигареты лицам моложе 18 лет. На прилавках красуются яркие запретительные стикеры с перечеркнутой сигаретой. Но у торговли свои правила игры, и запретный плод легко находит своего покупателя.
Молодежное курение - одна из тех проблем, о которых очень много говорят, но почему-то не предлагают никаких вариантов решений. Есть социальные программы, но не видно результатов работы. Интересно было бы узнать, однако, что по этому поводу думают сами молодые люди. Некоторое время назад мы проводили "круглый стол" по молодежным проблемам. Участниками были те самые подростки "трудного возраста": старшеклассники. Достаточно случайно была выбрана школа в небольшом городке, случайными были и участники, согласившиеся потратить два часа времени на заезжих психологов. Первое, что должны были сделать участники "круглого стола", - назвать проблемы, которые волнуют их больше всего. Так вот, на первом и втором местах среди проблем, наиболее болезненных для старшеклассников, были достаточно стандартные - отсутствие денег и работы. А вот на третьем месте оказалось молодежное курение - и это несмотря на то, что почти все участники "круглого стола" сами курили, и первое, что сделали по окончании работы, - достали сигареты.
"Мы боимся: скоро курить с первого класса будут!"
"Идешь в школу, а за углом третьеклашка просит докурить!"
"Да с первого класса уже начинают, я видел пару мелких!"
Спрашиваем, что же можно изменить в этой ситуации.
И тут же на наши головы сваливается гора подробных указаний, как можно решить проблему:
"Они же думают, что это модно! Посмотрите, везде реклама, все курят! Они хотят чувствовать себя крутыми. А нужно запретить любую рекламу табака. А вот еще в других странах на пачках сигарет печатают фотки легких курильщиков, такие черные, прокуренные... фууу!"
"По телевизору должны показывать социальную рекламу, была такая серия... Можно столько роликов снять, допустим, как сигарета превращается в какую-нибудь гадость... - да ее после этого и в рот не возьмешь!"
"Налоги на сигареты нужно повышать! Чтоб они стоили дороже. Ради сигарет убивать никто не будет, так, украдут какую-нибудь мелочь..."
"И штрафовать за курение на улице. Или в подъездах..."
"И еще пусть всякие "звезды" начинают говорить: "Фу, как это не круто - курить!"
И все сходятся в том, что пиар-компания по борьбе с курением должна строиться на том, что курить - "не круто", а не курить - "круто". И штрафы, штрафы бы очень помогли. "А вы сами, - спрашиваю, - не хотите поучаствовать в борьбе с курением?"
- А мы не можем! Мы сами все курим, видите?
- А у вас есть младшие братья, сестры? Вы бы хотели, чтоб они курили?
Молчание. Логичная реакция на вопросы, затрагивающие личную ответственность. Потом - отдельные реплики типа "Да, мы плохой пример для подражания..."
- Вы готовы бросить курить?
- Нет, потому что это будет ограничение нашей свободы, - говорит самый "яркий" из старшеклассников, настоящий лидер. - Я курю с пятого класса и буду курить...
- А если бы начали штрафовать? Это не было бы еще большим ограничением вашей свободы?
- Вот тогда мы могли бы принимать "менеджерские решения", взвешивать все "за" и "против". Типа "насколько мне станет лучше, если я брошу курить".
Наша задача не заключалась в том, чтобы они бросили курить. Нам нужно было только одно: чтоб они начали думать о том, что происходит вокруг них, - и, возможно, в будущем, осознали бы зоны своей личной ответственности за происходящее. Но на прощание нам было сказано, что, "вот если б такие, как вы, к нам почаще бы приезжали, мы бы и думать бы могли начать по-другому, и курить, может, бросили бы... А так - чем еще заниматься?"