03.03.2004 01:55
    Поделиться

    Харитон и его команда

    Имя этого человека стало символом ответственности, возведенной в квадрат

    В этом году чтения приурочены к столетию со дня рождения академика Ю.Б. Харитона - выдающегося ученого и организатора, под чьим руководством создавались первые образцы советского ядерного оружия. И затем на протяжении десятилетий под его же неусыпной опекой ассортимент "изделий" расширялся и совершенствовался. Отдать должное памяти Харитона приехали представители многих научных школ и организаций, его последователи и ученики. Однако, следуя принципам самого академика Харитона, собравшиеся повели разговор об актуальных проблемах, которые им сегодня приходится решать.

    Одна из ключевых - проблема безопасности существующего ядерного арсенала, надежности различных элементов оружия, состоящего на вооружении нашей армии. О том, что делается в этом направлении, говорил в беседе с корреспондентом "РГ" директор РФЯЦ - ВНИИЭФ академик РАН Радий Илькаев. "Мы должны знать в десять раз больше того, что нам требуется сегодня", - приводил он слова академика Харитона. При таком подходе не только наука служила обороне, но и оборона широко и эффективно служила науке.

    По признанию других моих собеседников, в том числе Бориса Литвинова, в недавнем прошлом главного конструктора ядерного центра на Урале, те принципы и критерии безопасности, которые закладывались при создании оружия, сегодня могут и должны быть востребованы в других областях - в авиа- и судостроении, при возведении сложных и потенциально опасных промышленных объектов, а также в гражданском строительстве.

    Как ни покажется далеким сравнение, но трагедия в московском "Трансвааль-парке" и другие "рукотворные" обвалы, крушения и катастрофы последних лет - это следствие чьей-то ошибки, просчета или небрежности. Допустить что-либо подобное применительно к ядерному оружию академик Харитон и воспитанники его школы даже в мыслях не могли.

    Это возведенное в абсолют чувство ответственности - не простая эстафетная палочка. Ее нельзя механически передать от убывающих к вновь прибывшим. Именно поэтому вопрос преемственности, передачи опыта и смены поколений в ядерно-оружейной сфере - это то, чем озабочены не только в Сарове и Снежинске, но и в руководстве Минатома.

    - Нужно укреплять прослойку 30-40-летних, - заявил и.о. министра академик РАН Александр Румянцев. - Как в свое время делали Курчатов и Харитон, надо сколачивать на ключевых направлениях крепкие команды единомышленников. И подвигать их на обеспечение безопасности и системный рывок в экономике нашего государства. Только так мы сможем удержать завоеванные позиции и дать выход инновациям, сделать их локомотивом развития.

    Под руководством Александра Румянцева в Сарове состоялось выездное заседание НТС, которое до этого многие годы возглавлял академик Харитон. Среди его нынешних участников оказались начальник 12-го Главного управления Минобороны России генерал-полковник Игорь Валынкин, научный руководитель РФЯЦ-ВНИИЭФ академик РАН Виктор Михайлов, руководитель Департамента разработки и испытаний ядерных боеприпасов Минатома России Николай Волошин. В их присутствии перед фасадом Дома ученых ВНИИЭФ был открыт памятник Ю.Б. Харитону. Скромный, но весьма выразительный бюст, довольно точно запечатлевший образ ученого.

    - Дед не любил памятников, - поделился впечатлениями внук академика Алексей Семенов. - Он вообще не был пафосным человеком, крайне редко надевал награды. Но то, что сделано в Сарове для увековечивания его памяти, на мой взгляд, оправданно и справедливо.

    Вершины наук сегодня штурмуют не только внуки, но уже и правнуки академика Харитона. И ярким тому подтверждением стали школьные Харитоновские чтения, которые в четвертый раз проводились в Сарове. В этом году свои научные сообщения на суд ровесников и строгого жюри представили более двухсот старшеклассников из 15 городов России. Наиболее яркие работы отмечены специальными дипломами и памятными подарками, а их авторы получили преимущественное право при зачислении в ведущие вузы страны.

    Поделиться