Новости

03.03.2004 01:50
Рубрика: Общество

"Варяг" не одинок

Правда о трагедии стала известна лишь спустя полвека

Героический крейсер "Варяг", 100 лет назад после неравного боя пошедший на дно в Японском море, - далеко не единственное российское судно, нашедшее с тех пор приют в тамошних морских глубинах. Истории известны и другие трагедии, подробности которых стали известны лишь в последние годы.

 

 

Вот еще один тому пример. 65 лет назад 12 декабря 1939 года у берегов Японии потерпел катастрофу пароход "Индигирка". При этом погибли более семисот его пассажиров. В основном - отбывшие свой срок заключенные, направлявшиеся из магаданских концлагерей во Владивосток. Позднее пресса всего мира назвала его "Советским "Титаником".

По просьбе корреспондента "Российской газеты" об этом событии, долгие годы окутанном тайной и домыслами, рассказал старший научный сотрудник лаборатории истории и археологии Северо-Восточного комплексного научно-исследовательского института Дальневосточного отделения Российской академии наук (Магадан) Александр Козлов:

- Пароход "Индигирка", совершавший очередной рейс из бухты Нагаева (Магадан) во Владивосток, попал в жесточайший шторм, сошел с курса, потерял ориентировку и потерпел катастрофу у берегов Японии. Японские рыбаки сообщили о трагедии по инстанциям, похоронили погибших на берегу, у поселка Сарафуцу, и позднее, 12 октября 1971 года, открыли здесь памятник, построенный на деньги простых японцев.

В СССР правда об этой трагедии стала достоянием широкой гласности лишь примерно полвека спустя. Скорее всего, потому, что ЧП произошло вскоре после вооруженного конфликта советских и японских войск у реки Халкин-Гол, и соответствующие органы посчитали недопустимым сообщать о милосердии и человечности, проявленных "врагом".

Сегодня документы магаданского и иных архивов НКВД большей частью рассекречены. И о катастрофе шестидесятилетней давности можно рассказать уже вполне объективно.

"Индигирке" к моменту гибели исполнилось двадцать лет. В 1938 году его приобрели у Америки, и в августе, после почти месячного перехода по морю, пароход впервые пришвартовался в бухте Нагаева. За всю навигацию 1939 года перед трагедией "Индигирка" перевезла из Магадана во Владивосток и обратно всего 16392 тонны грузов и 580 пассажиров.

Впрочем, по числу людских жертв "Индигирка" входит в список крупнейших морских трагедий. Но в Японском и Охотском морях в первой половине XX века произошло немало не менее трагичных, хотя и гораздо менее известных катастроф. В сентябре 1912 года, например, у берегов Японии затонул пароход "Кикер-мару", погибли более тысячи человек. А в 1954 году только у берегов Японии погибли 876 судов! Неудивительно, наверное, что в Японии особо чтят память о погибших в море. В том числе - и русских с парохода "Индигирка".

Кто же плыл на этом злосчастном рейсе? Как свидетельствуют материалы дела, возбужденного в 1940 году, было на пароходе 1173 человека, включая 39 членов экипажа. В их число входили также 835 отбывших свой срок заключенных, 50 этапируемых на пересмотр дел, десять конвоиров, остальные - вольные дальстроевцы -отпускники и полностью отработавшие срок найма, а также члены их семей. Погибли из них четыре члена экипажа, 686 пассажиров, пятеро конвоиров.

Сегодняшнее поколение россиян в долгу перед этими погибшими. Ведь имена многих из них до сих пор не известны. В отличие от "Варяга" "Индигирка" так и покоится на морском дне. И памятник у японского поселка Саруфуцу - жертвам безымянным...