04.03.2004 01:40
    Поделиться

    Газовики пытаются договориться о цене

    Цена "газового вопроса" скоро будет окончательно определена

    Как известно, глубинной причиной газового конфликта стали разногласия по поводу создания совместного газотранспортного предприятия на базе государственного ОАО "Белтрансгаз". Эта проблема имеет два аспекта. Первый - Россия настаивала на контрольном пакете акций будущего СП. Хотя мировой опыт убеждает, что любое национальное правительство крайне неохотно отдает в чужие руки управление таким стратегическим объектом. И тот же "Газпром" с пониманием к этому относится. К примеру, он согласился на выкуп, совместно с двумя другими европейскими компаниями, 49 процентов акций Словацкого газотранспортного предприятия, 51 процент которых остался у государства. Беларусь предложила разделить акции "Белтрансгаза" поровну.

    Второй аспект проблемы - сколько же заплатить за половинный пакет акций? Напомним, изначально предложенные той и другой стороной суммы различались едва ли не в 10 раз. И многочисленные аргументы не смогли их сблизить. Так что вполне логичным видится взаимно принятое решение обратиться за советом к независимым экспертам. Примерно два месяца - оптимальный срок для выбора аудитора. Непосвященному может показаться, что это даже многовато. Однако и за таким простым на первый взгляд решением есть свои сложности. Их прокомментировал корреспонденту "СОЮЗа" первый вице-премьер белорусского правительства Владимир СЕМАШКО. "Газпром" предложил на выбор одну из трех известнейших в мире аудиторских фирм, каждая из которых, однако, имеет в Москве свое представительство. Белорусская сторона высказалась за не столь крупную, но достаточно профессиональную в нефтегазовой отрасли австрийскую фирму. Какой вариант окажется взаимоприемлемым? Ответа пока нет.

    Вполне логичным видится взаимно принятое решение обратитья за советом к независимым экспертам. Примерно два месяца - оптимальный срок для выбора аудитора.

    И неспециалисту понятно: за каждым из этих нюансов стоят огромные ценности. Многие в Беларуси задаются, например, вопросом: зачем вообще продавать "Белтрансгаз"? Однако именно российская сторона настояла на том, чтобы приватизировать "Белтрансгаз" и сделать его совместным предприятием. Это было непременным условием продажи Беларуси природного газа по внутрироссийским ценам. После встречи в Алма-Ате премьер-министр Беларуси заявил, что правительства наших стран намерены вмешаться в переговорный процесс хозяйствующих субъектов. "Мы надеемся, что "Газпром" и "Белтрансгаз" подпишут контракт в той редакции, которую согласуют правительства двух стран", - отметил он. Сергей Сидорский передал Виктору Христенко письмо с позицией белорусской стороны и попросил ознакомить с ним высшее российское руководство.

    И хотя содержание письма, по понятным причинам, не разглашается, об основных проблемах, затронутых в нем, нетрудно догадаться. Речь, скорее всего, идет о выполнении подписанных в 1992, 1994, 2000 годах белорусско-российских договоренностей по совместному формированию тарифов, транзитного тарифа на природный газ, единой ценовой политики. "Беларусь будет настаивать, чтобы "Газпром" выполнял поручения, данные ему согласно подписанных соглашений", - заявил Сергей Сидорский.

    Впрочем, на быстрое решение всех проблем уповать вряд ли стоит. Тем не менее определенная стабилизация отношений в газовой сфере налицо.

    Между тем

    Российская компания "Транс Нафта" и белорусский госконцерн "Белтрансгаз" подписали в минувший вторник новый контракт на экспорт газа в Беларусь. "Соглашение рассчитано на поставку 200 миллионов кубометров газа по февральской цене 46,68 доллара за 1000 кубометров", - сообщил начальник газового департамента "Транс Нафты" Денис Виноградов. По его словам, "этих объемов Беларуси хватит на 3 - 4 дня". По мнению Д. Виноградова, "Транс Нафта" готова экспортировать в Беларусь в марте 1,2 миллиарда кубометров газа, но для этого необходимо договориться о цене.

    ИТАР-ТАСС.

    Поделиться