Главный инженер проекта Виктор ПОЛИЩУК последние годы почти все время проводит на Кавказе. Отдыхать и любоваться здешними красотами времени нет - фронт работ от Сочи до Новороссийска. Туннели, дороги, гостиницы, нефтепроводы, всевозможные арки-укрытия - все это его "сфера влияния". Неспроста Виктору Петровичу присвоено высокое звание "Почетный строитель Российской Федерации". Это звание Полищук получил не только за работу на Кавказе, но и за другие объекты, которые возводил и проектировал в России. К примеру, электродепо метрополитенов. В конце 80-х начался бурный рост "подземки". Московские коллеги не справлялись с объемом работ. На помощь пришли минчане. Только в российской столице они проектировали три объекта и зарекомендовали себя классными специалистами. И по сей день белорусов приглашают в Уфу, Красноярск, Омск, Казань.
- Главное наше дело - метрополитены, проектирование подземных сооружений в основном транспортного назначения, - рассказывает Виктор Полищук. - До сих пор помню подземный переход на Ярославском вокзале в Москве. Наверное, потому что получился он очень красивым.
- После него, кстати, вы приступили к сооружению кавказских туннелей.
- Сначала нам не повезло. Первый проект на трассе Адлер - Красная Поляна не был реализован из-за отсутствия денег на строительство. Тем не менее мы получили колоссальный опыт работы, который нам очень пригодился, когда "Минскметропроект" участвовал в принятии решения по прохождению этой же трассы на одном из самых сложных ее участков - в районе ущелья реки Мзымта. Это там, где знаменитый водопад "Девичьи слезы". Кто помнит, дорога в этом месте проходила по так называемым скальным полкам шириной 5-6 метров. Нужно было найти оптимальное решение, чтобы обеспечить два главных параметра: безопасность и сохранение природной среды Сочинского национального парка. В конце концов сошлись на одном: надо строить туннели.
Для нашего предприятия и для меня лично работа над проектом с начала и до конца сдачи объекта в эксплуатацию была настоящим испытанием на прочность. Там сложные инженерно-геологические условия, весь набор опасных явлений. Сейсмичность очень высокая - до 9 баллов, возможны землетрясения. Своенравная река. Пришлось организовывать сбор информации, консультироваться, учиться самим и учить других. Но в итоге наш рабочий проект был одобрен во всех инстанциях Российской Федерации. И сейчас два туннеля протяженностью 420 и 380 метров в строю. Они отлично вписались в местный ландшафт, а главное, сделали трассу безопасной, скоростной.
- И в этом году вы будете работать в районе Сочи?
- Есть проект транспортной развязки в центре города. Будет сооружен туннель протяженностью 2,5 километра. Он пройдет под горным хребтом от реки Сочи и выйдет к реке Псахэ. Кто отдыхал в санатории "Белоруссия", знают это место. Совместно с институтом "СевкаавтодорНИИ", что в Ростове-на-Дону, закончили разработку обоснования инвестиций "Автодорожный обход города Туапсе". Там тоже предусматриваются туннели протяженностью до 9 километров.
Еще одна наша забота на Кавказе - защита местных дорог от камнепадов и снежных лавин. Особо опасен участок в районе ущелья Ац-Ху. Там отвесные скалы, ширина полок, по которым проходит трасса, всего 4-5 метров. А внизу пропасть. Проектом инженерной защиты мы предусмотрели специальные галереи, барьерные металлические ограждения со стороны пропасти. Работа была уникальной - привлекали ученых, проводили натурные испытания на возведенных конструкциях. Кстати, в сентябре прошлого года, еще до окончания строительства защитных сооружений, они подверглись удару стихии. Сильный ливень, прошедший в ущелье, и шквальные ветры спровоцировали мощный камнепад. Галерея выдержала нагрузку и защитила дорогу.
Много дел предстоит и в нынешнем году. На очереди строительство подъездов к объектам туристско-спортивного комплекса "Красная Поляна", автодорожный обход поселка Лазаревское, административно-гостиничный комплекс в Сочи. Очень красивый, "трехзвездочный". Видите, какой у нас диапазон работ: от туннелей и дорог до гостиниц и санаториев. Все это мы делаем с удовольствием и горды тем, что наши руки, опыт востребованы в России.