Однако наша газета в такой день не может оставить Михал Михалыча без подарка. Мы заготовили сюрприз: побывали у него в доме в гостях и поговорили с самыми близкими его людьми - женой Наташей и сыном Митей.
У Жванецких просторная гостиная. Мебели почти нет, но та, что есть, выдержана в классическом стиле. Наташа одета в тон - на ней элегантный коричневый костюм, облегающий стройную фигуру. В общении - проста и демократична, в ней чувствуются мягкость и доброжелательность. К такой женщине хочется возвращаться домой. Митька (полное имя - Дмитрий) похож на отца. Типичная "жванецкая" фигура, мимика, большие голубые глаза. У Жванецкого-старшего они с мудростью и хитрецой, а у Жванецкого-младшего - простодушные и широко распахнутые. Впрочем, такие, какие и должны быть у третьеклассника - мальчишки восьми с половиной лет.
- Мить, ты же только в прошлом году пошел в школу.
- А мы переступили второй класс. В первом классе прошли очень трудную программу - сразу за два года.
- Просто их школа по-своему подстраивается к программе один к четырем, - поясняет Наташа, - в других школах пропускают четвертый класс, а у них - второй.
- В какой же школе вы учитесь?
Наташа:
- Государственная школа, на частную мы не решились.
... Мити и след простыл. Он носится по квартире, пересматривает всю аппаратуру в сумке нашего фотографа, заставить его усидеть на месте невозможно.
- Сколько лет вы уже вместе?
- Официально - 13. А так, может, и больше - просто никто не считал.
- Тяжело быть женой писателя-сатирика?
- Если ты живешь в этом состоянии в семье, то - нет. И никакого отпечатка на жизнь это не откладывает.
- Все равно, если человек раздерган популярностью, гастролями, концертами...
- Другой раздерган еще чем-то. Работой, хозяйственными делами. Любой человек находит для себя какие-то проблемы.
- Существует такое: я творю, пишу, не трогайте меня?
- На самом деле Миша все время в своих мыслях. И когда ему что-то говоришь, очень много слов проходит даром, их надо повторять по шесть-семь раз. Человек все время думает. Он очень редко включается в домашний разговор. Может, это и хорошо, что он не воспринимает все глупости, мелочи. Кастрюли, борщи... Что купили, не купили.
- То есть он вообще ни в каких хозяйственных делах не участвует?
- Очень любит участвовать, когда ему это нужно. Тогда он начинает развивать бурную деятельность и в итоге всем мешает. Потому что все происходит творчески невпопад. Попытка купить что-то съестное заканчивается большой свалкой продуктов.
- Значит, вы в ответе за все?
- У меня в семье родителей был такой же уклад. Домашние дела - это женская привилегия. Так что для меня это не ново.
- А кто вы по профессии?
- Гидролог. Я работала в проектном институте. Но когда началась перестройка, ушла. Стала костюмером в маленьком Театре пантомимы. У него даже не было названия. Оттуда вышли "Маски". Я бурно помогала, везде с ними ездила, пока была свободна, но потом, когда появился Миша, это стало невозможно.
...Очередная попытка вовлечь в разговор Митю не удалась - он умчался смотреть на экран: не напали ли инопланетяне на страну, где он находится.
Наташа:
- Оторвать невозможно, все время играет на игровой приставке. Обыкновенный компьютер мы просто отключили. Митя выходил в Интернет, звонил друзьям, потом забывал отключиться. К нам приходили огромные счета.
- А сам папа за компьютером не сидит?
- У него с компьютером очень тяжелые отношения.
...Митя между тем уже вплотную занялся поисками кошки, чтобы наш фотограф смог ее запечатлеть. Кошка была в этот день не в настроении, и найти ее оказалось делом нелегким.
- У вас кошка или кот?
- Кошка. Мы ее взяли как кота, назвали Черный Феликс, а оказалось - девочка. Причем мы это поняли, только когда она захотела гулять. Сейчас в Одессе такая же история. Мы взяли собачку, дворнягу - мы любим только дворняг, хотели только мальчика. Но опять оказалась девочка. Миша сказал: "Оставьте ее, только назовите Дашей". Так и сделали.
- Михал Михалыч действительно посвящает некоторые свои произведения кошке?
- Несколько последних его произведений написаны от имени кошки.
- Наташа, есть свой ход, если Михал Михалыч пришел расстроенный, чем его можно взять?
- Боюсь, что ничем. Ну, может быть, рассказать что-то хорошее. Но лучше не попадаться.
- А какое у них с Митей любимое совместное занятие?
- Любят о чем-то поговорить. Папа его спрашивает про учебу, Митя ему рассказывает что-то свое...
- Получается, что лучший метод воспитания, как говорит Жванецкий, следить за полетом отца?
- Митя сам это понимает. Он говорит: "Я пошел общаться с папой, это важнее, чем уроки".
- Домашний ли человек Михал Михалыч?
- Не могу сказать, что домашний. У него все настроения - приступами. То он никуда не выходит, сутки сидит дома, все замечательно, потом ему становится скучно, он говорит: "Нам никто не звонит, я никому не нужен, здесь - невозможно, надо куда-то бежать!" Потом он выезжает. Три-четыре тусовки в неделю. Потом говорит: "Все! Не могу! Я все отменяю, устраиваю себе выходной!" Опять сидит дома. То есть, как он писал: "Не нарушайте моего одиночества и не оставляйте меня одного".
- Он читает вам первой свои произведения?
- Да. Он проверяет на мне, но не доверяет мне до конца. Он говорит, что если я смеюсь - это хорошо, но если я не смеюсь, то это ничего не значит.
- И каковы ощущения человека, который первый слышит произведения Жванецкого?
- На самом деле я их не всегда с первого раза понимаю до конца. Мне нужно услышать еще раз и еще раз, как, наверное, другим. Там всегда больше смыслов, чем кажется на первый взгляд. Но все еще зависит от его чтения. Иногда он может заразить самой простой вещью всех вокруг, а иногда потрясающие произведения исполняет так, что губит все на корню.
- Есть ли у Жванецкого вещи, написанные и посвященные лично вам?
- Лично мне - ничего. Думаю, есть в его произведениях какой-то собирательный образ женщины.
- Наташа, вот Жванецкому даже памятник при жизни в Одессе поставили. Говорите ли вы сами себе: мой муж - необычный человек, его нужно особенно беречь?
- Думаю, что нет. Недавно вспоминала свое первое чувство, когда мы с ним познакомилась. Спрашивала себя: произвело ли на меня впечатление, что я познакомилась с самим Жванецким? И ответила: да, произвело. Жванецкий - как явление, как фамилия. Но это было недолго. Общаешься с человеком, а не с фамилией.
- Какие качества вы в нем цените?
- Он чудный человек сам по себе. Вот есть у него такое качество - честность. Сейчас я его очень ценю. Когда мы познакомились, оно меня раздражало, потому что он был очень щепетилен.
Сейчас я воспринимаю его повышенную честность по-другому. Все его творчество, поведение: поддерживаю я этих или нет, пошел я на выборы или не пошел... Он не может кривить душой. И творчество его исходит не из того, что он хочет блеснуть своим умом, а из того, что человек не может молчать. Не может терпеть. Его творчество питается его же кровью. Таких людей я знаю очень мало. Я, может быть, могу привести в пример Высоцкого...
- Хорошо пишет тот, кто хорошо думает.
- Миша говорит: "Я могу писать длинно, но в сюжете могу забыть человека. Я увлекусь мыслями и забуду о том, что ввел кого-то в комнату или отправил на дуэль. И человек будет вечно находиться на дуэли". Мише очень нравятся Бунин, Чехов, Толстой. Он ими восхищается.
- Наташа, а готовите вы ему какой-то подарок к юбилею?
- Честно говоря, пытаюсь. Он очень любит технику, но из техники я ему уже подарила все. Он любит часы, и они уже во всех видах и везде у нас тикают. Правда, у него еще нет часов, где бы светился циферблат...
... Митя, наконец-то, подходит к нам.
- Митя, вот у папы твоего - юбилей. Ты готовишь ему подарок?
- Подарок готовлю. Я еще, правда, не знаю какой. А сюрприз уже есть - я хочу фокус ему показать. Как в самом настоящем цирке. Фокус с кольцом и монетами. Кольцо внутри пустое. Я его положу на стол, сделаю вот так (Митя колдует руками) и оттуда появятся много монеток. Я так умею.
- А ты осознаешь, что у тебя папа - знаменитый человек?
- Конечно. Я несколько раз был на его концертах. И смотрел по телевизору. И у него очень хороший юмор.
- Откуда ты знаешь, что такое хороший юмор?
- Трудновато объяснить... Потому что люди смеются, потому что мне не скучно и тоже смешно. И то, что он часто не просто на концерте, а вообще говорит очень смешные слова. Например, когда мы едим. Я даже один раз упал со стула от смеха. А еще он понимает юмор. Я ему как-то рассказал, что у нас было в школе на уроке, папа так смеялся.