Ведущая тенденция 2003 года - экономический рост. Взять, к примеру, индекс промышленного производства. Только в девяти субъектах этот показатель ниже предыдущего, 2002 года. А во многих регионах промышленность росла с опережением среднероссийских 7 процентов. Больше всего в Республике Мордовия - 122,6 процента, в Ленинградской области - 120,9, Московской области - 115,9, Оренбургской области - 116,3, Томской - 114,4 процента. Еще один заметный штрих - положительная динамика в жилищном строительстве. В 2003 году в расчете на 1000 человек населения введено 253 квадратных метра общей площади жилья против 209 в 2000 году.
В этом объеме - 42 процента - дома, построенные людьми за свой счет и с помощью кредитов. Наиболее значительная прибавка в строительстве жилья произошла в Санкт-Петербурге (144,8 процента к 2002 году), в Омской области (136,4 процента), в ряде других регионов. Конечно, надо смотреть не только проценты, но и физические объемы - тут заметно выделяются Москва и столичная область.
Данные по регионам показывают и такую тенденцию 2003 года, как продолжение замедления темпов инфляции. Индекс потребительских цен снизился с 15,1 в 2002 году до 12 процентов. Публикуемые цифры позволяют увидеть, что этот процесс шел достаточно неравномерно. Значительная дифференциация заметна и в стоимости фиксированного набора потребительских товаров и услуг. Например, в Москве "корзинка" в полтора раза дороже среднероссийской, а в 70 с лишним регионах она обходится дешевле, чем в среднем по стране. Надо сказать, что мы фиксируем устойчивый рост платежеспособного спроса населения, что сказывается на обороте розничной торговли - практически во всех регионах в прошлом году он вырос.
Нельзя не отметить и некоторые подвижки в демографической ситуации. В 82 субъектах Российской Федерации в 2003 году зафиксировано увеличение числа родившихся. Заметно снижается младенческая смертность. Несколько сократились масштабы естественной убыли населения. В 16 регионах отмечен даже естественный прирост. Правда, эти факты не отменяют долгосрочную тенденцию сокращения численности российского населения, особенно когда число приезжающих в страну мигрантов становится меньше. Если по данным недавней Всероссийской переписи убыль населения за 1989 - 2002 годы была на три четверти скомпенсирована миграционным приростом, то людские потери 2003 года были замещены миграцией только на 4 процента.
Справка "РГ"
По экспертным данным, к регионам с уровнем развития выше среднего отнесены 14: Москва, Санкт-Петербург, Ханты-Мансийский АО, Республика Коми, Республика Татарстан, Ямало-Ненецкий АО, Ярославская, Самарская, Липецкая, Пермская, Московская, Тюменская, Нижегородская, Свердловская области.
На другом полюсе - 12 регионов с крайне низким уровнем развития: Еврейская АО, Курганская, Читинская области, Карачаево-Черкесия, Коми-Пермяцкий АО, Корякский АО, Дагестан, Ингушетия, Усть-Ордынский Бурятский АО, Республика Тыва, Агинский Бурятский АО, Чеченская Республика. Остальные - средние (24 региона), ниже среднего (16), с низким уровнем (23). В 38 регионах России с уровнем социально-экономического развития выше среднего и близкого к среднероссийскому в 2003 году было произведено около 80 процентов совокупного объема валового регионального продукта (ВРП). Более половины ВРП производится в 10 субъектах РФ: Москве, Ханты-Мансийском АО, Санкт-Петербурге, Московской области, Ямало-Ненецком АО, Самарской и Свердловской областях, Краснодарском и Красноярском краях, Республике Татарстан.
Некоторые методологические пояснения
Индекс промышленного производства - относительный показатель, характеризующий изменение масштабов производства в сравниваемых периодах. Индекс характеризует изменение создаваемой в процессе промышленного производства стоимости в результате изменения только физического объема производимой продукции. Для исчисления индекса используется метод, основанный на динамике показателей промышленной продукции в натурально-вещественном выражении с последующей поэтапной агрегацией на укрупненные отрасли и промышленность в целом.
Продукция сельского хозяйства. Приведен индекс физического объема продукции сельского хозяйства - относительный показатель, характеризующий изменение массы произведенных продуктов растениеводства и животноводства в сравниваемых периодах. Для исчисления индекса используется показатель объема продукции сельского хозяйства в сопоставимых ценах.
Инвестиции в основной капитал - совокупность затрат, направленных на создание и воспроизводство основных фондов (новое строительство, расширение, а также реконструкция и модернизация объектов, которые приводят к увеличению первоначальной стоимости объектов и относятся на добавочный капитал организации, приобретение машин, оборудования, транспортных средств, на формирование основного стада, многолетние насаждения и т.д.). Инвестиции в основной капитал по Российской Федерации включают затраты МПС России на централизованное приобретение подвижного состава, а также уточнение параметров неформальной деятельности на федеральном уровне без распределения по федеральным округам.
Иностранные инвестиции в экономику России - вложения капитала иностранными инвесторами, а также зарубежными филиалами российских юридических лиц в объекты предпринимательской деятельности на территории России в целях получения дохода. Инвестиции делятся на прямые, портфельные и прочие.
Стоимость фиксированного набора потребительских товаров и услуг для межрегиональных сопоставлений покупательной способности населения по Российской Федерации и отдельным регионам исчисляется на основе единых объемов потребления, а также средних цен по России и ее субъектам. В состав набора включены 83 наименования товаров и услуг, в том числе 30 видов продовольственных товаров, 41 вид непродовольственных товаров и 12 видов услуг.
Стоимость минимального набора продуктов питания определена на основе минимального набора продуктов питания для мужчины трудоспособного возраста (приведен в Методических рекомендациях по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 февраля 1999 г. N 192). Данные о стоимости набора приведены в расчете на месяц. Показатель отражает межрегиональную дифференциацию уровней потребительских цен и не является составляющим элементом величины прожиточного минимума, определяемого в субъектах Российской Федерации, что объясняется различием методологических подходов при их формировании. При расчете стоимости минимального набора продуктов питания по Российской Федерации и субъектам Российской Федерации используются единые (установленные в целом по Российской Федерации) минимальные объемы потребления, в то время как при расчете величины прожиточного минимума - объемы, сформированные на основе зонирования субъектов Российской Федерации в зависимости от факторов, влияющих на особенности потребления продуктов питания.
Индекс потребительских цен - характеризует изменение во времени общего уровня цен и тарифов на товары и услуги, приобретаемые населением для непроизводственного потребления. Измеряет отношение стоимости фиксированного набора товаров и услуг в текущем периоде к его стоимости в предыдущем периоде. В набор товаров и услуг включены 411 товаров (услуг)-представителей. Наблюдение за ценами и тарифами производится во всех столицах республик, центрах краев, областей, автономных округов, городах федерального значения и выборочно - в районных центрах, отобранных с учетом их представительности в отражении социально-экономического и географического положения регионов.
Индекс цен производителей промышленной продукции - рассчитывается на основании регистрации цен на товары-представители в базовых промышленных организациях. Наблюдение за ценами производителей осуществляется более чем в 7,5 тыс. промышленных организаций. Расчет средних цен и индексов цен производится более чем по 800 товарам-представителям. Цены производителей представляют собой фактически сложившиеся на момент регистрации цены промышленных организаций на произведенную продукцию, предназначенную для реализации на внутреннем рынке (без налога на добавленную стоимость, акциза и других налогов, не входящих в себестоимость). Рассчитанные по товарам-представителям индексы цен производителей последовательно агрегируются в индексы цен соответствующих подотраслей, отраслей и на промышленность в целом. В качестве весов используются данные об объеме производства в стоимостном выражении базисного периода.
Реальные денежные доходы населения - характеризуют изменение денежных доходов населения в сравниваемых периодах в сопоставимых ценах (с корректировкой на индекс потребительских цен). Денежные доходы населения включают доходы лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, выплаченную заработную плату (начисленную заработную плату, скорректированную на изменение задолженности) наемных работников, пенсии, пособия, стипендии и другие социальные трансферты, доходы от собственности в виде процентов по вкладам, ценным бумагам, дивидендов и другие доходы.
Среднемесячная номинальная заработная плата исчисляется исходя из фонда заработной платы работников путем его деления на среднесписочную численность работников. В фонд заработной платы включаются начисленные суммы в денежной и натуральной формах за отработанное время и выполненную работу, неотработанное, но оплаченное время (например, ежегодные отпуска), стимулирующие доплаты и надбавки, премии и единовременные поощрения, компенсационные выплаты, связанные с режимом работы и условиями труда.
Просроченной задолженностью по заработной плате считаются фактически начисленные работникам суммы заработной платы, но не выплаченные в срок, установленный коллективным договором или договором на расчетно-кассовое обслуживание, заключенным с банком (расчетно-кассовым центром). Число дней задержки считается, начиная со второго дня после этого срока.
Безработные в соответствии со стандартами Международной Организации Труда (МОТ) - лица в возрасте, установленном для измерения экономической активности, которые в рассматриваемый период удовлетворяли одновременно следующим критериям:
- не имели работы (доходного занятия);
- занимались поиском работы, т.е. обращались в государственную или коммерческую службы занятости, использовали или помещали объявления в печати, непосредственно обращались к администрации предприятия или работодателю, использовали личные связи или предпринимали шаги к организации собственного дела (поиск земли, зданий, машин и оборудования, сырья, финансовых ресурсов, обращение за разрешениями, лицензиями и т.п.);
- были готовы приступить к работе.
Учащиеся, студенты, пенсионеры и инвалиды учитываются в качестве безработных, если они занимались поиском работы и были готовы приступить к ней.
Информация об общей численности безработных приведена по данным обследований населения по проблемам занятости, проводимых органами государственной статистики с квартальной периодичностью; о численности зарегистрированных безработных - по данным Министерства труда и социального развития Российской Федерации.
Незначительные расхождения итогов от суммы слагаемых объясняются округлением данных.
Заявленная предприятиями потребность в работниках - число вакансий (требуемых работников), сообщенных предприятиями и организациями в органы государственной службы занятости.
Общие коэффициенты рождаемости и смертности - отношение соответственно числа родившихся (живыми) и числа умерших к численности населения в пересчете на год. Исчисляются на 1000 человек населения.
Коэффициент естественного прироста (+), убыли (-) населения - разность общих коэффициентов рождаемости и смертности.
Величина прожиточного минимума в соответствии с Федеральным законом "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" представляет собой стоимостную оценку потребительской корзины, включающей минимальные наборы продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, а также обязательные платежи и сборы. Потребительская корзина в целом по Российской Федерации установлена Федеральным законом "О потребительской корзине в целом по Российской Федерации", в субъектах Российской Федерации она устанавливается законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации.
Величина прожиточного минимума определяется ежеквартально и устанавливается: в целом по России - Правительством Российской Федерации, в регионах России - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации - бюджет субъекта Российской Федерации и свод бюджетов муниципальных образований, находящихся на его территории. Информация в разрезе субъектов Российской Федерации приведена с web-сайта Минфина России по состоянию на 29 января 2004 года.
Госкомстат России