Новости

10.03.2004 05:20
Рубрика: Общество

Стандартные парадоксы

На 20 процентов снижается учебная нагрузка на школьников

По словам чиновников, новый стандарт позволит в среднем на 20 процентов разгрузить школьников за счет перераспределения информации, которая дублировалась в содержании разных предметов: к примеру, одни и те же темы изучались на уроках обществознания и истории. Вместе с тем предполагается увеличить часы на иностранные языки (теперь их будут преподавать со второго класса), информатику. В школьную программу введут основы экономики и права. Станет больше и часов на изучение "Основ безопасности жизнедеятельности" и обществознания. В старших классах продолжится изучение русского языка. Кроме того, в рамках новых стандартов ученики будут заниматься физкультурой не два, а три раза в неделю.

Новое содержание образования вызвало ожесточенные споры в обществе. Дебаты о стандартах в Госдуме были столь долгими и бесплодными, что в какой-то момент стало казаться, что закон "О государственных образовательных стандартах", который мог узаконить их введение, не будет принят никогда. Тогда пришлось поправить Закон "Об образовании": в нынешней его редакции говорится, что утверждать стандарты должно Правительство, а не Дума.

В конце декабря прошлого года коллегия Минобразования решилась на отчаянный шаг: одобрила федеральный компонент государственного образовательного стандарта и рекомендовала министерству утвердить его. Все затаили дыхание: ведь министерство не может утвердить стандарт, это же прерогатива Правительства! И все же вчера он был утвержден приказом Минобразования.

Что такое федеральный компонент государственного образовательного стандарта?

Он составляет 75 процентов от всего содержания образования. Это, грубо говоря, то, что обязаны изучать все школьники России. Процент же регионального и школьного компонентов может варьироваться в пределах не менее 10 процентов каждый. Одним из ключевых нововведений госстандарта является переход с недельного планирования учебной нагрузки на годовое. Это позволит более объективно оценивать знания учеников.

Всех тревожит ситуация с учебниками: новому содержанию образования должны соответствовать и учебные пособия. Однако первый заместитель и.о. министра Виктор Болотов заметил, что в ближайшее время не планируется тотальная их замена. Да и как это сделать, когда новых учебников, соответствующих новому базисному учебному плану, попросту не существует в природе. Большинство учебников будет использоваться по-прежнему с рекомендациями их авторов для работы по новому плану.

Мнение

Александр АДАМСКИЙ,

РЕКТОР ИНСТИТУТА "ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА":

- Парадоксальная ситуация. Федеральный компонент стандарта министерство разрешает использовать. А новые программы и учебники еще только планирует разрабатывать. Таким образом, на деле "разрешение" школам организовать переход на новый стандарт может превратиться в сигнал для органов управления: "Проверять работу школ на основе нового федерального компонента стандарта". И вместо основания для увеличения финансирования образования мы получим ужесточение бюрократических проверок.

Общество Образование Реформа образования