Фильм дня - "Калина красная" **** ("Россия", 0.30). Вероятно, главный авторский фильм Василия Шукшина, квинтэссенция его понимания своей Родины как страны заблудившейся, застрявшей между душеспасительным заклинанием и укоренившимся в душах беззаконием. Егор Прокудин выходит из тюрьмы и в поисках опоры едет в деревню, к своей подружке по переписке Любе (Лидия Федосеева-Шукшина). Люди добрые его пытаются наставить на путь истинный, но всевластный криминал находит его и здесь. Шукшин, сыгравший главного героя, тоскливым своим взглядом способен сказать больше любых слов, нещадно урезаемых "мосфильмовской" редактурой. Я был на первом директорском просмотре картины: Шукшин показывал еще черновой вариант всесильному Сизову. Тот по ходу картины несколько раз удовлетворенно крякнул, но финалом остался недоволен. "Ну что он у тебя какую-то чепуху
лепечет березкам? Его же сейчас убьют, и он это понимает. Пусть скажет как последнее завещание: "Живите! Растите!". Шукшин согласился, но менять ничего не стал. Упрямый был.
"Мелодии Верийского квартала" *** ("Культура", 22.20). В конце 60-х советские зрители впервые узнали красивое иностранное слово "мюзикл": на Московском фестивале прогремели "Оливер!" и "Милая Чарити", публика была очарована. Никто еще не додумался до того, что мюзикл, причем классный, был нам уже давно известен по фильмам Александрова "Веселые ребята", "Цирк", "Волга-Волга" и "Весна". Манил запретный заграничный плод. Взыграл и патриотизм: а мы что, лыком шиты? И снятые в самой певческой республике страны Грузии "Мелодии Верийского квартала" были названы прессой первым советским мюзиклом. Он победно шагал по стране вместе с тогда же импортированными из США кукурузой и балетом на льду. Картину снял Георгий Шенгелая, музыку в национальных грузинских традициях написал Георгий Цабадзе. Действие развивалось в старом Тифлисе, где всеобщей любимицей была красавица прачка Вардо (Софико Чиаурели). Развернутые вокально-танцевальные сцены на улицах города впрямую скалькированы с аналогичных эпизодов английского "Оливера!". Отличными артистами жанра показали себя Вахтанг Кикабидзе, Ия Нинидзе, в небольшой роли снялась Алиса Фрейндлих.
"Слово для защиты" *** ("Культура", 11.05). Фильм творческого тандема - драматурга Александра Миндадзе и режиссера Вадима Абдрашитова. Как и в картине "Остановился поезд", здесь поединок формального и нормального - человеческого. Женщина-адвокат пытается разобраться в запутанном деле о покушении на убийство. Обвиняемая - молодая девушка, мотивы преступления - ревность. Героиня Марины Нееловой понимает, что закон бывает слишком груб для тонкой материи человеческих драм. И строит свои отношения с подзащитной не так, как ее учили на юрфаке. Снимались Галина Яцкина, Станислав Любшин, Олег Ефремов.
Тема очередной программы "Культурная революция" Михаила Швыдкого, как всегда, сформулирована провокационно и зовет к полемике: "Наше телевидение - лучшее в мире?". Это смелое заявление, как ни странно, недалеко от истины: каждый бывавший за рубежом знает, что хотя по своему техническому уровню наше ТВ страшно отстало, перекрыло все мировые нормы по количеству рекламы и не знает моральных ограничений в показе насилия и жестокости, но по разнообразию передач и уровню кинопоказа ему действительно нет равных. Здесь есть что обсудить. На канале "Культура", 20.40.
Звездочки означают: **** - шедевр, *** - не пропустите, ** - если нечего делать, * - лучше погулять.