12.03.2004 09:40
    Поделиться

    Нахапетов спас 300 детей

    В этом ему помогла американская жена Наталья Шляпникофф

    На сцену поднялись дети Нахапетова, но зал загудел и потребовал подняться бывшую супругу режиссера актрису Веру Глаголеву. Вера выглядит ровесницей своих двух дочерей. Но ситуация сложилась так, что Родион оставил их в России и уехал в Америку, как говорили, вслед новой любви.

     

    В Америке карьера у него складывалась не особенно благополучно. Но однажды раздался телефонный звонок из России, круто изменивший его судьбу. Родиона попросили помочь умирающему ребенку. Нахапетов откликнулся на звонок. А затем помощь больным детям стала едва ли не главным смыслом его жизни.

    Досье "РГ"

    В 16 лет Нахапетов поступил во ВГИК и окончил его с двумя дипломами - как актер и как режиссер. В 20 лет дебютировал в картине Шукшина "Живет такой парень", в 23 стал кумиром поколения, сыграв главную роль в фильме "Влюбленные". Еще одна звездная роль - в "Рабе любви" у Никиты Михалкова.
    Как режиссер он снял фильмы "С тобой и без тебя" с Мариной Нееловой, "На край света" с Верой Глаголевой, ставшей потом его женой, телефильм "Не стреляйте в белых лебедей" по повести Бориса Васильева.
    15 лет назад Нахапетов уехал в Америку. В Голливуде снял две игровые и три документальные ленты. А после того как российское кино стало возрождаться, снова появился на отечественном телеэкране - сначала в роли эмигранта-полицейского в "Убойной силе-2", затем в 8-серийном фильме "Русские в городе ангелов", номинированном на "Золотого орла".

    Детдомовец

    - Мой дипломный фильм назывался "Помнишь?"- рассказывает Родион Нахапетов. - Он о детском доме в глубинке, где я сам воспитывался. Жилось нам очень нелегко. Но все-таки детдом - это хоть какая-то крыша над головой. Это лучше, чем ютиться в подвалах.

    - А как вы оказались в детском доме?

    - Моя мама, Галина Прокопенко, в войну была на Украине в партизанском отряде, который назывался "Родина". Отсюда и мое имя - Родион. Несколько раз попадалась фашистам, но убегала. Чудом осталась жива. Во времена Хрущева работала воспитателем в лагере для политзаключенных. Передавала письма на волю. Написала письмо Хрущеву, чтобы он во всем разобрался. В ответ в 1962 году ее положили в психушку... Позже я снял об этом фильм, который так и называется - "Психушка". Когда мы работали над его сценарием, я изживал свою боль - и за маму, и за нерадостное детство.

    После войны мама болела туберкулезом и практически не поднималась с кровати. Нам жить негде было. И в школе понимали, что меня надо куда-то пристраивать, чтобы я не заразился от нее. Так я оказался в детском доме, где провел два года.

    После смерти мамы я нашел ее письма подруге. Мама очень боялась, что в детдоме я окажусь в плохой компании, буду пить, курить и материться. Это была бы для нее катастрофа. И как только позволило здоровье, она забрала меня домой. У мамы был настоящий талант педагога. Сначала благодаря ей я увлекся научно-фантастической литературой, затем она привела меня в судостроительный кружок. Ну а оттуда была прямая дорога в Нахимовское училище.

    Можно сказать, что именно мама вылечила меня от детдомовщины, отогрела семейным теплом. С тех пор я начал понимать, как это важно для ребенка - иметь свой дом... Впрочем, как мне кажется, в нашем народе всегда было такое понимание - не случайно после войны в семьи брали по десять сирот. Теперь в России культ семьи, увы, разрушен. Поэтому такое количество беспризорных. А вот в Штатах брать чужих детей на воспитание - широко распространенное явление.

    На край света

    - Почему вы уехали в Америку?

    - Не так легко ответить. Семейные проблемы наложились на общую ситуацию в стране. Человек попадает в круговорот, и если из него не выбраться, голова закружится, теряешь ориентиры, не понимаешь, что происходит. Ты хватаешься в этот момент за что угодно. Люди меняют профессию. Уезжают в другую страну. Бросают курить. Или начинают пить. И вот в этот момент неясности - что меня ждет впереди как художника, человека - Америка дала мне возможность прийти в себя. Я не воспринимал свой отъезд как эмиграцию. У меня паспорт остался русский, я стал помогать русским детям. Но я узнал Америку, ее колоссальный потенциал.

    - Что помогло вам пробиться в Голливуде?

    - Не что, а кто. Наташа, моя жена. К счастью, она хороший продюсер. Она умеет действовать, плавая среди акул-адвокатов, агентов, менеджеров. С Наташей Шляпникофф, американкой русского происхождения, я познакомился уже в Штатах. Она была замужем, у нее была маленькая дочь Катя. У меня в Москве осталась семья - жена, актриса Вера Глаголева, и две дочки - 12-летняя Аня и 10-летняя Маша. Но наш роман так стремительно развивался, что мы уже ничего не могли поделать.

    - Расставание с дочерьми обернулось драмой?

    - Ситуация была ужасной, и ничего поправить было нельзя, особенно когда живешь далеко. Трудно восстановить контакт, когда не можешь заглянуть в глаза... Со временем лед растаял... Я рад, что у Веры хорошая семья, что она много снимается. Сложись все по-другому, неприязнь длилась бы вечно.

    - Кем стали ваши дочери?

    - Старшая - Аня, балерина Большого театра, средняя - Маша, занимается мультипликацией. А младшая - Катя, учится в университете в Лос-Анджелесе. Увлекается поэзией, сочиняет музыку.

    - Москва слезам не верит. А Америка?

    -В Америке никого не встречают с распростертыми объятиями, пока ты не докажешь, чего стоишь. Когда ты не у дел, когда толкаешься в закрытую дверь, тебе, улыбаясь, говорят: "Мы позвоним вам, когда вы понадобитесь".

    Русские в городе ангелов

    - Как вы стали помогать детям?

    - Мне позвонил из России один человек, который был в панике - у него заболела дочка Анечка. Он подумал, что если я играл положительных героев, то такой же положительный человек и в жизни, и попросил помощи. Я поговорил с женой Наташей. Мы поняли, что этот звонок был неслучайным. У меня с рождения был порок сердца. Я знаю, что такое боль.

    Наташа сказала; "Мы должны помочь". Она позвонила самому знаменитому американскому кардиохирургу - он делал в свое время операцию на сердце Окуджаве.

    Но вопрос не в том, чтобы найти доктора. А чтобы найти доктора, который бесплатно сделает операцию. Ни у нас таких денег не было, ни у бедного родителя. Наташа включилась в это дело, и ей удалось найти добрых людей. Мы привезли девочку в Лос-Анджелес, там была сделана операция. Оказывается, порок сердца можно поправить. Увидеть, как ребенок оживает, большое счастье.

    Это было в 93 году. Девочке сейчас десять лет. Она полноценный ребенок. А к нам один за другим стали сыпаться звонки с просьбой о помощи. "Нашему ребенку осталось жить полгода. Мы не можем допустить, чтобы он умер. Помогите!.." Но одно дело - помочь всего раз и совсем другое - делать это постоянно. И все-таки мы стали привозить детей в Америку. Это было очень трудно. Если врачи делали бесплатно операции, то госпитальные услуги, проезд был за наш счет. А ведь еще нужно, чтобы кто-то приютил в Штатах семью.

    Одного сироту из детдома мы устроили в Нью-Йорке, а я жил в Лос-Анджелесе. У ребенка началось инфекционное заражение. И нам сказали, что его держать в реанимации уже невозможно - один день пребывания там обходится примерно в 8 тысяч долларов. Я полетел туда, сидел с малышом. Писал письма: дескать, если вы выбросите ребенка на улицу, то это будет плохая реклама вашему учреждению. Мы добились, что ребенка не выписали из больницы и довели лечение до конца.

    -У вас дом?

    - Квартира тогда была достаточно скромная. Но это не главное. Куда важнее, что нам с женой удалось вылечить 300 детей. Помощь им стала нашей внутренней потребностью. В кризисный период человек старается найти новый смысл в жизни. И мы его нашли.

    - В России вас пригласили вести передачу о брошенных детях...

    - Точнее, цикл передач, который называется "Путевка в жизнь". Это не развлекательная программа. Она должна будоражить совесть людей. Искали ведущего, который не просто бы озвучивал написанный текст, а проникся детской болью, постарался им реально помочь. И выбрали меня...

    Возвращение влюбленных

    - Ваше возвращение на российское ТВ началось с "Убойной силы-2", а потом продолжилось в сериале "Русские в городе ангелов". Вы довольны этими работами?

    - Для меня это была и радость встречи со своим зрителем и возможность рассказать о людях, которые живут вдали от родины, но все-таки являются ее частью.

    - У вас есть предложения сниматься у российских режиссеров?

    - С удовольствием вернулся в молодость, снялся в фильме "Влюбленные-2". Картина о том, что случилось с героями двадцать лет спустя. Вместе со мной снималась Марианна Вертинская. Сейчас ленту озвучивают, надеюсь, вскоре ее можно будет увидеть.

    Поделиться