Напомним, что заочное обвинение Михаилу Брудно предъявили еще в ноябре прошлого года, однако сообщения об этом появились только в январе. А в феврале его объявили в международный розыск. Следствие считает, что Михаил Брудно незаконно присвоил около трех миллионов долларов, которые выручил от продажи апатитового концентрата.
Как заявляет защита, никто не вручал Михаилу Брудно никаких повесток. Следовательно, де-юре он не предупрежден о том, что должен предстать перед следователем. А раз так, то, по мнению защиты, заочное обвинение предъявили незаконно, отсюда (продолжая логическую цепь) незаконно и постановление об аресте. В свою очередь прокурор Валерий Лахтин в суде заявил, что Михаил Брудно - акционер "ЮКОСа" и сотрудники компании от него материально зависимы. Значит, на воле может давить на свидетелей. В итоге суд согласился с этими доводами. Пока ордер действителен до 30 марта, поскольку в этот день заканчивается срок предварительного следствия по большому делу "ЮКОСа", в рамках которого привлекают и Михаила Брудно. Но, как показывает практика, сроки можно продлить.
Примечательно, что Михаил Брудно не без юмора воспринял известие о своем аресте. Мол, перестал быть белой вороной среди своих друзей-арестантов (как очных, так и заочных).
- Для меня это стало приятным сюрпризом, - сказал Михаил Брудно. - Это ж неудобная какая-то ситуация получается, когда все мои товарищи по "ЮКОСу" давно под арестом ходят, а я как бы выделяюсь из общего коллектива (непонятно, за какие заслуги). А теперь я стал таким же арестантом, как все.
Для справки: в нефтяной компании "ЮКОС" Михаилу Брудно принадлежало семь процентов акций. Двое акционеров этой компании - Михаил Ходорковский и Платон Лебедев - арестованы и содержатся в ожидании суда в московском сизо. Леонид Невзлин и Владимир Дубов находятся в Израиле, но объявлены Генпрокуратурой в международный розыск. Еще один фигурант по так называемым юкосовским делам - Василий Шахновский - уже получил условный приговор.
Еще один удар, который нанесла Генпрокуратура по опальным хозяевам "ЮКОСа", пришелся по их карману. Как сообщила "РГ" руководитель Управления информации и общественных связей Генпрокуратуры Наталия Вишнякова, правоохранительные органы Швейцарии на основании ходатайства Генеральной прокуратуры РФ об оказании правовой помощи заблокировали банковские счета двадцати российских граждан, в отношении которых ведется расследование по так называемому делу "ЮКОСа".
- Господа Ходорковский, Лебедев, Невзлин, Дубов, Брудно, Темирко и другие имеют на личных счетах в пяти швейцарских банках более шести миллиардов швейцарских франков, что составляет в долларовом эквиваленте примерно 5 миллиардов, - сказала Наталия Вишнякова.
По ее словам, необходимо подчеркнуть, что речь идет не об активах, акциях или других ценных бумагах. В данном случае речь идет о личных денежных вкладах физических лиц. Генеральная прокуратура обратилась в суд с ходатайством о наложении ареста на все блокированные в Швейцарии счета. Эти действия, как утверждает Наталия Вишнякова, проводятся в строгом соответствии с российским и швейцарским процессуальным законодательством.
- Наши швейцарские коллеги в настоящее время решают вопросы, связанные с привлечением к уголовной ответственности всех лиц, чьи счета заблокированы, - говорит Наталия Вишнякова. - За отмывание преступно нажитых средств на территории Швейцарии Российская прокуратура окажет своим коллегам всю необходимую правовую помощь.
Находящийся в Израиле акционер "ЮКОСа" Леонид Невзлин сообщил, что цифра, названная Генпрокуратурой РФ, завышена, по его оценке, в тысячу раз. По его словам, о предстоящем аресте счетов в швейцарском банке он был предупрежден за полгода до того, как этот арест последовал.
- Не могу сказать за всех, чьи счета там арестовали, но лично мне банк сразу сообщил, что, поскольку запрос от Москвы поступил в швейцарскую прокуратуру, деньги на счету будут рано или поздно арестованы, - говорит Леонид Невзлин.
Он рассказал, что после такого предупреждения снял со счета все деньги, кроме ста тысяч долларов, обеспечивающих покрытие текущих платежей по кредитным карточкам членов его семьи. Что же касается объявленных миллиардов, то, по мнению Леонида Невзлина, столько могло набежать лишь в том случае, если арестованы чьи-нибудь еще деньги, к ним не имеющие отношения. У акционеров "ЮКОСа", по оценке Леонида Невзлина, на швейцарских счетах не могло оставаться более пяти миллионов долларов. Говоря о дальнейшей судьбе арестованных денег, Невзлин был спокоен. Он сказал: "Процедура стандартная. Они заблокировали, через некоторое время наши адвокаты добьются разблокирования. Это всегда так происходит". Однако у Генпрокуратуры на этот счет иное мнение.