Торговые сделки в Интернете

Как сообщил первый замглавы Минэкономразвития РФ Андрей Шаронов, в первом полугодии 2004 года будет наконец запущена электронная система госзакупок. Система позволит размещать информацию о всех госзакупках и совершать их в режиме реального времени, что, как ожидается, позволит сократить затраты на госзакупки субъектов РФ до 20-30 процентов.

Отметим, что к настоящему времени в ряде регионов уже запущены или разрабатываются системы электронных закупок, которые обслуживают как государственные, так и коммерческие предприятия и организации. В числе последних примеров можно назвать Московскую и Воронежскую области. В 2003 году оборот электронной торговли в России вырос на

30 процентов и составил предположительно 150-200 миллионов долларов. Хотя основная доля его оборота пока приходится на производителей и поставщиков аппаратного обеспечения, сейчас активно развиваются такие направления, как разработка ПО и консультационные и информационно-технические услуги - темпы роста в этих сегментах втрое выше.

И все это при том, что электронная торговля регламентируется всего четырьмя юридическими конструкциями: "электронный документ", "электронная форма сделки", "электронная подпись", "электронные расчеты". Данные юридические конструкции используются преимущественно в подзаконных актах. Большая часть отношений между участниками электронной торговли не регулируется специальными, адресованными им законами или иными источниками права.

В силу правовой неопределенности и недостаточности регулирования электронная торговля в России часто не в состоянии преодолеть правовые препятствия, которые возникают в силу общеобязательных положений национального законодательства или сложившейся судебной практики.

Общепризнанный и важнейший правовой принцип электронной торговли состоит в том, что стороны, заключившие сделку, не вправе ставить под сомнение действительность и обязательность последней только на том основании, что она заключена электронным способом. В России данный принцип реализуется посредством дополнительного соглашения участников сделки, которая заключается или исполняется электронным способом. Однако соблюдение этого принципа не всегда возможно.

Во-первых, такое соглашение может не быть признано юридически значимым в случае судебного разбирательства, учитывая разную степень осведомленности об электронных сделках судов общей юрисдикции и арбитражных судов.

Во-вторых, ряд сделок в силу требований действующего гражданского законодательства следует заключать только посредством составления традиционного письменного документа на бумаге, отражающего содержание сделки и заверенного собственноручными подписями сторон. В противном случае сделка может быть признана недействительной со всеми вытекающими из этого юридическими последствиями.

В-третьих, не все электронные сообщения или документы, которыми обмениваются участники электронной торговли, допускаются в качестве судебных доказательств и не все из них воспринимаются как необходимые письменные доказательства.

В-четвертых, сделки не определяют права, обязанности, ответственность и условия освобождения от ответственности третьих лиц - посредников между составителями и адресатами электронных торговых сообщений.

Наконец, в-пятых, российское законодательство, охраняющее права потребителей, не содержит положений, достаточных для защиты интересов и законных прав участников электронной торговли.

Внедрение электронной торговли задерживалось из-за ряда проблем, возникших в связи с электронной подписью, а также несовершенства существующего законодательства. Сейчас Минэкономразвития РФ разработало законопроект, учитывающий возможность заключения сделок в электронной форме, а Минсвязи уже готово создать федеральный удостоверяющий центр с сетью отделений по всей стране для решения проблемы лицензирования удостоверяющих центров электронной подписи.

В ходе разработки проекта проведены исследования российского и международного опыта осуществления гражданско-правовых сделок в электронной торговле, состояния российского законодательства и правоприменительной практики, выявлены правовые препятствия на пути развития электронной торговли и исследованы возможности применения в рамках российского законодательства перспективных иностранных моделей правового регулирования электронной торговли, в том числе положений соответствующих модельных договоров. Результатом работы стали Методические рекомендации по совершению сделок в электронной форме в соответствии с положениями нового процессуального законодательства. Представлена система рекомендаций по совершенствованию российского законодательства, регулирующего электронную торговлю, а также по устранению выявленных правовых препятствий и минимизации юридических рисков. Разработан пакет модельных договоров и приложений, используемых в электронной торговле, включая трансграничные сделки.