17.03.2004 04:49
    Поделиться

    Трутнев: стратегические ресурсы

    - Юрий Петрович, читатели "РГ" хорошо знают Пермскую область и вас как ее руководителя - наша газета является официальным публикатором администрации Пермской области. Возможно, это обстоятельство сыграло свою роль и в вашей карьере...

    - Во всяком случае содружеством с "Российской газетой" я искренне горжусь. Считаю, что ваш лозунг "Российских газет много, "Российская газета" одна" - правильный лозунг".

    - На своей первой пресс-конференции вы сказали, что нужно расширить права регионов в вопросах использования природных ресурсов. А вот Президент не раз заявлял о том, что управление природными богатствами должно быть сконцентрировано в руках федеральной власти. Не вступаете ли вы здесь в противоречие с политикой главы государства?

    - Свое видение приоритетов работы отрасли я обязательно буду докладывать Владимиру Владимировичу, у нас с ним была такая договоренность. К разным видам природных богатств нужен и различный подход. Многие полезные ископаемые можно отнести к стратегическим ресурсам и с точки зрения экономики, и с точки зрения безопасности страны: нефть, газ, алмазы, многие металлы. И отдавать их на откуп регионам по меньшей мере странно. А другие вопросы можно и нужно решать на местах.

    Приведу пример из своей губернаторской практики. Некоторое время назад в одном из районов Пермской области решили построить вместо плохой грунтовой дороги хорошую, асфальтовую. Но грунтовка на одном участке сильно петляла, а асфальтовую нужно было спрямить: деньги жалко! А поскольку дорога шла через лес, мы написали в МПР соответствующую заявку о переводе участка леса из одной категории в другую, чтобы можно было сделать просеку. Заявка год пролежала без ответа, а ведь людям надо работать - или администрация должна платить им за простой. На свой страх и риск мы продолжили стройку. И тогда против руководителя подрядной организации возбудили уголовное дело - за то, что обошелся без согласия министерства. Издеваться подобным образом над жителями и властями регионов не вижу никакого смысла. И точно так же нет необходимости просить согласия у центра на разработку таких полезных ископаемых, как песок, щебень и

    т. п. Передать центру все функции - не самоцель. Здесь нужно придерживаться принципа наибольшей эффективности.

    - Права регионов должны быть подкреплены налогами. А между тем по новому Налоговому кодексу сырьевые налоги практически полностью перешли из территорий в центр. Будете ли вы настаивать на изменении налоговых "правил игры"?

    -Хороший вопрос. Вносить предложение о реконструкции Налогового кодекса я сейчас вряд ли буду. Новое законодательство важно еще и своей стабильностью. Если мы начнем дергать людей и вводить новые налоги, им будет трудно работать. Однако проблема существует. Налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы способствует открытию новых месторождений. Сегодня говорят о том, что это должны делать сами добывающие компании. Но они будут преследовать собственные коммерческие интересы. А разве у государства нет интересов в этой области? Уверяю, что есть. И оно должно процессом управлять.

    Что же касается распределения существующих налогов, то эту тему мы уже обсуждали с вице-премьером Александром Жуковым и министром финансов Алексеем Кудриным. И сошлись на том, что доходные полномочия должны быть четко распределены между уровнями бюджета и подкреплены реальными функциями. Почему я считаю это важным? Сложилась очень странная ситуация. Какие-то регионы действительно работают и развиваются, но чем больше они выручают средств, тем больше у них изымает центр. Другие работают хуже, а потом приходят в Минфин с протянутой рукой и говорят: у нас деньги кончились, нам не на что отапливать дома и нечем зарплату платить. Федерация тратит с каждым годом все больше средств на то, чтобы выровнять ситуацию, и эти средства берут из "кармана" регионов- доноров. А разве они виноваты в том, что кто-то рядом с нами хозяйствует менее рачительно? В результате у одних сильно снижается стимул к развитию: все равно все "лишнее" отберут. А у других вообще никаких стимулов не возникает. Если регионы не станут делиться на лучшие и худшие согласно тому, что сами заработали, то в конце концов худшими станут все.

    - Вы уже рассказали читателям "РГ" о том, как поменяется внутренняя структура Министерства природных ресурсов и как вы собираетесь бороться с коррупцией в его стенах (номера за 12 и 13 марта с. г.). Но это не единственные острые проблемы, с которыми вам придется столкнуться. В последние месяцы прежнее руководство ведомства вело, мягко говоря, очень странную политику в отношении особо охраняемых природных территорий. Все действия - приказы, постоянная реорганизация профильного департамента, угрозы директорам заповедников, выдавливание профессионалов - создавали четкое ощущение, что идет развал системы. За последние три года не создано ни одного заповедника и, напротив, делались попытки отобрать у заповедников лучшие куски для "царской охоты". Какая будет политика министерства в этом плане? Может, действительно, не нужны нам особо охраняемые территории?

    - Как это не нужны?! Нужны. Более того, для таких мегаполисов, как Москва, это, на мой взгляд, отдельная и очень больная тема. Здесь огромная концентрация людей, транспорта, предприятий - это создает сложные условия для жизни. В деталях пока не готов говорить, что правильно и неправильно делало руководство МПР в отношении заповедников. Но проблема на слуху, обещаю разобраться.

    - Сейчас уже "созрели" в разной степени Водный кодекс, Лесной кодекс, закон о недрах. С вашим приходом что-то изменится в работе над этими глобальными документами? Будут ли пересмотрены какие-то принципиальные позиции? Может быть, у вас совершенно новые идеи?

    - Я разговаривал об этом с главой Минэкономразвития Германом Грефом. Мы договорились, что совместно проработаем документы и сверим позиции. Я думаю, после этого появится ответ на вопрос, нет крупных противоречий или они все же есть. Народная мудрость гласит, что, прежде чем резать, надо семь раз отмерить. Пока я бы ответил так: изменения будут, но не скажу, какие. Я имею свои представления о том, что было бы полезно для страны и для отрасли. Но я еще должен сопоставить свои представления, полученные на посту губернатора Пермской области, с той новой информацией, которой я буду располагать в качестве министра. Только после этого я смогу занять твердую позицию и ее отстаивать.

    - Проект нового Водного кодекса запрещает строительство на берегах рек и водохранилищ. Но что делать с теми коттеджами и "охотничьими домиками", которые уже понастроены на пойменных лугах? Будете ли вы "круто разбираться" с такими застройщиками?

    - Я бы взял тайм-аут. Я еще не изучал этого вопроса, а вам не нужен некомпетентный ответ.

    - Вы сразу заняли очень решительную позицию по многим вопросам. Да и вообще ведать от имени государства природными ресурсами - дело серьезное и небезопасное. Не знаем, были ли когда-нибудь угрозы в адрес министров, возглавлявших МПР, но начальникам управлений и другим специалистам угрожали не раз. Особенно во время проведения конкурсов, аукционов, проверок.

    - В этом отношении я человек спокойный. Я всю жизнь занимаюсь боевыми искусствами. У меня третий дан по карате. Когда-то выступал за сборную Советского Союза. Поэтому обидеть меня нелегко.

    - Это ваш ответ коррупционерам, с которыми вы будете разбираться?

    - В какой-то степени. Правда, я уже понял, что в Москве с тренировками будет напряженно. Я в должности всего несколько дней и ни разу не ушел с работы раньше 11 часов вечера. Все спортивные учреждения в это время уже закрыты. Но я кое-что придумал. Здесь, за этим кабинетом, есть большущая комната отдыха и отдельная кухня. Кухня мне совсем не нужна, поэтому те тренажеры, которые стояли у меня за кабинетом губернатора Пермской области, я перевезу сюда и смонтирую на месте кухни. Буду делать перерывчики в работе минут на 15 - 20.

    - Юрий Петрович, вы - федеральный министр и одновременно губернатор. Парадоксальная ситуация.

    - Я был губернатором до 12 марта, то есть совмещал эти должности всего 5 дней. У меня просто не было возможности сразу сложить с себя губернаторские полномочия. Я был в Москве, когда был подписан указ о назначении, нас собрал Президент, и после этого у меня не было ни единого часа свободного времени, чтобы вылететь в Пермь.

    - Но кто же сейчас фактически руководит областью?

    - Исполняющим обязанности губернатора Пермской области уже назначен представитель администрации региона в Совете Федерации Олег Чиркунов.

    - Он и будет вашим преемником на посту главы администрации?

    - Два самых модных вопроса, которые мне по нескольку раз на дню сейчас задают, это - кто возглавит различные участки в министерстве и кто будет новым губернатором Пермской области. Новый губернатор появится после выборов, а вот когда будут выборы - это вопрос. Проблема в том, что в декабре 2005 года грядет объединение Пермской области с Коми-Пермяцким автономным округом. Тогда нужно будет выбирать главу единого Пермского края. Поэтому тратить бюджетные деньги на выборы губернатора области, которому через год с небольшим придется сдавать полномочия, нет смысла. В федеральном конституционном законе, проект которого сейчас находится на рассмотрении в Госдуме, написано, что на переходный период губернатор области не избирается. Но закон еще не принят. Поэтому здесь есть некий юридический нюанс, и мы будем советоваться с юристами, как лучше поступить.

    Поделиться