Спешка видна невооруженным глазом: перечень "запретных зон" получился явно "сырым": названия участков, их границы зачастую перепутаны, многие проектируемые дороги в него не попали. На доработку списка отведена неделя. Но это лишь начало гонки: если прежде планировалось принять "запретительный" закон к концу года, то теперь, как это звучит на чиновничьем новоязе, решено "сдвинуть сроки влево", то есть сделать все поскорее.
Но уже в нынешнем перечне, который толкует в основном о дорогах и развязках (это 10 процентов московских угодий), нанесен смертельный удар планам бывшего Минимущества. МКАД объявлен чисто московской зоной. Напомним, что Минимущество предлагало разделить МКАДовскую землю, как и всю остальную, на московскую, федеральную, муниципальную и частную. Но Москва, как прежде, исходит из того, что она строила дорогу, ей и владеть, и возразить ей пока некому.
Впрочем, даже призрак покойного Минимущества страшен Москве. На заседании звучали реплики - как же так, забыли слово "резервирование". Это когда мэрия накладывает руку на землю, где она сейчас ничего не строит, но будет через энное количество десятилетий. Правда, на резервирование по-московски поступил отрицательный отклик из прокуратуры. Однако депутаты Мосгордумы считают сие недоразумением, поскольку никаких федеральных законов Москва, естественно, не нарушает. Но прокурорский отзыв неприятной тенью навис над любимым детищем столицы: программой переноса промпредприятий в особые зоны. Переезд не за горами: соответствующая программа рассчитана до 2006 года. Директора предприятий упираются всеми ногами и бормочут что-то о Земельном кодексе, а некоторые ходили в Минимущество, и там им оформляли документы на приватизацию. Таким вчера сказано, что все они пойдут под суд. Нельзя, говорил один член столичного правительства, "одной рукой" вести отвлекающие переговоры с мэрией, другой "с помощью Минимущества и Росземкадастра оформлять свою землю в собственность".
Мосгордума, похоже, стала кузницей радикальных идей. Например, таких: улицы-то из оборота изъяли, а стоянки машин? Оставляют авто, размещают массивные рекламные щиты - пусть платят городу за использование земли в корыстных целях. Другой вопрос - владельцы легких магазинов, расположившихся на тротуарах и пятачках возле станций метро. Палатки давно превратились в капитальные сооружения, собственники которых, как простодушно выразился префект Восточного округа Николай Евтихиев, "пока имеют право претендовать" на приватизацию земли. Чиновники намекают, что никакая собственность торговцам не светит, а некоторые даже требуют выгнать всех с тротуаров и площадок у метро. Свято место редко пустует, и крайне интересно, кто окажется там после изгнания.
Однако и этим планам далеко до идеи депутата Мосгордумы, который предложил считать всю столичную землю московской, а федералам отдавать ее только "с сервитутами", то есть с ограничениями.
Итак, Москва "сдвигает сроки влево", "обозначает свою сильную правовую позицию" и "выходит из догоняющих в опережающие": после принятия московского закона не Москва федералам, а федералы Москве будут что-то доказывать и что-то просить. "Пусть все твердо знают, что земля в центре уже распределена", - сказал г-н Шанцев, обращаясь, вероятно, к федералам, которые накануне отставки кабинета успели соорудить новый вариант закона о распределении земли.