Как заявили тогда таможенники, мера эта была направлена против ушлых частников, пытающихся в обход правилам провезти авто через границу и скрыться от уплаты причитающихся таможенных платежей. Более того, существовали целые фирмы, направлявшие за рубеж своих сотрудников, чтобы закупать недорогие машины и провозить их через границу с низкими пошлинами. В общем, повышение депозитов сотрудники ГТК оправдывали политикой выравнивания таможенного налогообложения транспортных средств в торговом и неторговом обороте.
Однако новый документ не был направлен на регистрацию в Минюст. И в ответ на возмущение общественности, что деньги стали брать незаконно, таможенники находили свои аргументы. Так, в правовом управлении ГТК корреспонденту "РГ" пояснили, что приказ N1411 не устанавливает новые правовые нормы, а значит, в соответствии с новым Таможенным кодексом комитет вправе самостоятельно, без регистрации в Минюсте вводить фиксированные размеры уплаты таможенных платежей в отношении отдельных видов товаров при выпуске их для свободного обращения.
Как теперь выяснилось, в ГТК ошиблись. На днях Министерство юстиции отказалось регистрировать злополучный приказ, чем, по сути, отменил его.
В то же время, по словам заместителя начальника пресс- службы ГТК Владимира Зубкова, "отказ носит чисто формальный характер". "Просто были не соблюдены сроки предоставления приказа на регистрацию в Минюст, в течение 10 дней после его подписания в ГТК", - уточнил Владимир Зубков.
По его словам, в ближайшее время будет издана и поступит на утверждение в Минюст новая редакция приказа о депозитах. Причем суммы предоплаты, утвержденные ГТК за ввоз иномарок, по словам Зубкова, не будут отличаться от тех, что значатся в потерявшем силу приказе N 1411.
Таким образом, старый приказ отменен, новый еще не издан. Спрашивается, что делать в этом правовом зазоре, который, кстати, неизвестно сколько продлится, всем тем российским гражданам, которые самостоятельно ввозят из-за границы иномарки?
По словам Владимира Зубкова, "все возвращается на круги своя". То есть суммы залога будут, как и прежде, реально рассчитываться из стоимости каждой конкретной машины.
При этом Владимир Зубков напомнил, что у потенциальных владельцев иномарок есть четыре варианта уплаты залога.
Первый. Чтобы внести депозит, равный по сумме стоимости растаможки, будущий хозяин иномарки должен заранее списаться с продавцом конкретного автомобиля, представить на таможню по месту жительства полные данные на ввозимую машину - марку, модель, объем двигателя, идентификационный номер. И после внесения денег и таможенной расписки получить разрешение и спокойно отправляться за автомобилем.
Второй. Оставить деньги и доверенность на ведение дел на таможне жене (родственнику, другу), а самому поехать за границу, купить иномарку, сообщить всю информацию о купленном автомобиле жене (родственнику, другу). После чего ждать уплаты депозита доверенным лицом и собственного возвращения на родину. Сколько при этом придется ждать за границей "отмашки" с таможни, Владимир Зубков не уточнил.
Если жены (родственника, друга) у будущего обладателя иностранного авто не имеется, то можно обратиться к третьему варианту - воспользоваться услугами таможенных перевозчиков, которым придется платить.
Четвертый. Внести депозит прямо на родной границе по возвращении, уже с купленной иномаркой. Добравшись до дома, обладатель иномарки обязан явиться в таможню, где ему рассчитают все платежи, причем без учета внесенного на границе депозита. После их уплаты депозит должны вернуть в течение месяца. Так что при малейшей накладке может получиться, что за растаможку автомобиля придется заплатить дважды.
Как посетовал Владимир Зубков, отмененный в Минюсте приказ N 1411 значительно упрощал жизнь потенциальным покупателям иномарок. Пусть и за немаленькие деньги, которые они оставляли в залог на родине.
Как посчитают в Минюсте, покажет время.
Справка "РГ"
Приказ ГТК N 1411 вводил несколько стандартных ставок таможенного депозита, предназначенных для автомобилей с различной мощностью двигателя и возрастом. Так, за машину моложе семи лет с мощностью мотора до 90 л. с. нужно было перечислить на счет таможни до 3 тысяч евро. За автомобиль с двигателем 90-150 л. с. - до 7 тысяч евро. За растаможку 150-200 л. с. - до 15 тысяч евро. При мощности агрегата более 200 л. с. - до 25 тысяч евро.
При ввозе автомобилей старше семи лет размер залога составлял 4 тысячи евро за машину мощностью до 150 л. с. и 6 тысяч евро, если автомобиль мощнее. Вопросы доплаты или недоплаты решались при окончательной растаможке машины. Плюс в стоимость входили комиссионные банковские проценты.