Зачистка левых «кротов»

Чемодан без ручки - вот во что превращается НПСР между выборами. Конечно, когда эту организацию придумывали в 1996 году, в нее собирались привлекать умеренно левых избирателей и общественные организации, которые позволили бы расширить электоральный потенциал КПРФ, идея казалось удачной. Однако сколько бы коллективных членов ни входило в этот союз, его основной структурой оставалась сама Компартия, а руководителями региональных отделений чаще всего становились первые секретари обкомов и рескомов. Но когда главой исполкома стал Геннадий Семигин, ситуация резко изменилась: именно через структуру НПСР первые секретари стали получать зарплату, а возрастающее влияние бизнесмена принесло ему сначала прозвище "красного олигарха" от прессы, а потом и обидную кличку "кремлевского крота" от бывших товарищей по партии. Сейчас, за неделю до пленума и три месяца до внеочередного съезда, уже ясно, что Семигину не удалось завоевать лидерство в партии. Но вопрос заключается в том, какова будет цена его изгнания и совпадет ли его исключение из КПРФ, а такие предложения уже были сделаны, по информации "РГ", несколькими региональными организациями, с уходом самого Геннадия Зюганова. Кстати, исключить Семигина не так-то просто - согласно партийным нормам, он стоит на учете в первичной организации в Хакасии и скорее всего поддерживает своих первичных товарищей. Правда, два года назад бывшего спикера Госдумы Геннадия Селезнева исключили из партии прямо на Пленуме ЦК, поэтому намеченный на 27 марта пленум вполне может содержать аналогичные сюрпризы.

Впрочем, в окружении Семигина, похоже, решили сыграть на опережение. Так, вчера Геннадий Зюганов вынужден был лично опровергать слухи о проведении в Москве 19 марта Конгресса левых сил с участием членов КПРФ и НПСР. Он считает, что инициаторами проведения конгресса стали "авторы очередных "кротовых проделок", то есть те, кто не оставил своих планов по разрушению Компартии и всего левопатриотического движения". И, конечно, Зюганов не мог еще раз не подчеркнуть, что именно ему удалось найти подходящего кандидата от Компартии, Николая Харитонова, для участия в президентской гонке. Именно Харитонову как беспартийному, левому и вернувшему в "копилку" КПРФ сельский электорат (в течение трех последних лет именно на селе коммунисты теряли больше всего голосов) будет предложено, по информации "РГ", возглавить исполком НПСР вместо Семигина. Фактически это означает, что полученное в президентской гонке второе место в КПРФ продолжают рассматривать как безусловную победу если не над Путиным, то над раскольниками внутри партии и общей апатией, охватившей партаппарат после проигрыша думской кампании.

Именно ситуации внутри НПСР будет посвящен намеченное на сегодняшний вечер заседание президиума ЦК КПРФ. Дело в том, что пока в региональных парторганизациях решался вопрос о приостановлении работы членов партии в НПСР (именно этого потребовало руководство КПРФ еще в феврале), в окружении Семигина решено было провести Конгресс левых сил и обсудить создание обновленной коалиции уже без Компартии. Похоже, что переговоры, проводившиеся в течение месяца между Семигиным и зампредом ЦК КПРФ Иваном Мельниковым, ни к чему не привели. В качестве аргумента в свою пользу сторонники Семигина говорят о привлечении на свою сторону трех четвертей общественных объединений (всего 14), входящих сейчас в КПРФ. Скорее всего сторонники Семигина сами прекрасно понимают, что без Компартии все эти организации политической ценности не имеют никакой. Однако момент для создания внутри партии солидной фракции сейчас весьма подходящий, если учесть, что в партии остро стоит проблема смены лидера, а после съезда партию намерено покинуть ее "второе лицо" Валентин Купцов, не говоря уже о сокращении представительства КПРФ в Думе и "утечке" левых губернаторов из партии. Ослабляет позиции Геннадия Зюганова и заметно опустевшая, по некоторым данным, партийная касса.

Тем не менее "зюгановцы" решили не сдаваться: Николай Харитонов пообещал вывести Агропромсоюз из семигинского варианта НПСР и даже пригласил обратно в КПРФ Сергея Глазьева. А руководство партии выразило готовность даже создать свой альтернативный НПСР, если семигинцам все же удастся подхватить этот чемодан без ручки.