- Наталья Ефимовна, для чего была разработана эта программа?
- Результаты последних исследований показывают, что катастрофическое распространение наркомании в России, как и во всем мире, осуществляется благодаря drug-маркетингу. Он использует ряд социально-психологических законов и транслируется через современное искусство и СМИ. Главные его жертвы - молодые люди в возрасте от 12 до 25 лет. К сожалению, то, что сейчас до 26 процентов детей - наркоманы, уже никого не удивляет и почему-то воспринимается, как норма. Мы все уже как-то привыкли к этим данным, и в большинстве своем люди не обращают на нее внимания. Все общество стало жертвой этого наркотического пиара. И "Барьер" был создан, когда мы поняли, что не будет никакого спасения, пока люди не начнут спасать себя сами. Дело в том, что все программы по борьбе с наркотиками, которые у нас сейчас работают, не адаптированы к российской действительности. Они полностью списаны с западных проектов и иногда даже скверно переведены. А строятся они на двух основных принципах: первый - "Снижение вреда", а второй - принцип "Мой выбор". И оба эти принципа - порочны. Специалисту, психологу ясно, что это - не профилактика наркомании, а пропаганда наркотиков.
- А в чем заключается пропаганда наркотиков в антинаркотической кампании?
- Проанализируем, например, принцип "Мой выбор" или "Твой выбор". Сейчас вся антинаркотическая пропаганда на нем строится, красной нитью проходит эта идея. Порочность ее заключается в том, что отрицательная установка на счет наркотиков, которая должна быть у подростка, разрушается. Если у него она уже была, может быть, внушена ему родителями, она будет разрушена. А если ее нет - положительной создано не будет. И не будет однозначного отношения к наркотикам. Представьте, что вы гуляете с маленьким ребенком в лесу, и он находит красный мухомор и тянется к нему: мухомор красивый, красный, в белых точечках. И вместо того, чтобы ему сказать: "Стой, это яд, это гадость, ты умрешь", вы ему будете говорить: "Это твой выбор, мой мальчик: видишь, с одной стороны, он очень красивый, красный, а с другой стороны - от него можно умереть, но выбор твой". Вот на этом и строится принцип "Твой выбор". Он базируется на идее, что нельзя пугать ребенка и давать ему отрицательную установку, а надо рассказывать ему как об отрицательных, так и положительных сторонах наркотиков. Простите, а что это за положительные стороны наркотиков? Если же взять программы по снижению вреда, то они на Западе давно продемонстрировали свое истинное лицо, они неизбежно ведут к легализации наркотиков и наркомании.
- Да, борьба за чистоту и культуру употребления наркотиков...
- Совершенно верно. И вот и у нас хотят руководствоваться этими двумя принципами. Правда, относительно принципа "Снижение вреда" вроде бы уже поуспокоились, так, кое-где пропагандируют, но вот "Твой выбор" в полном разгаре, официальные учреждения дают добро этой программе. К сожалению, неспециалисту сложно понять, в чем порочность этой программы, поэтому, пока под нее дают деньги, по ней и будут работать. Поэтому единственное, что мы можем сейчас делать в области профилактики наркомании, - это руководствоваться девизом "Спасение утопающих - дело рук самих утопающих". Если люди сами не начнут бороться, значит, пойдут ко дну.
- "Барьер" заставляет их шевелить ручками и ножками?
- Наша программа рассчитана на то, чтобы те, кто ее прошел, научились самостоятельно разбираться в информационных воздействиях. Мы обучаем своеобразной азбуке того, как пытаются на нас воздействовать с помощью информации. Принцип очень прост: взять обычную азбуку, если вы ее знаете, и смотрите на печатный текст - хотите вы того или нет, но вы читаете то, что написано. То же самое - с информационным воздействием. То есть, если человек читает газетную статью, смотрит телепрограмму, он уже видит азбуку информационного воздействия. А значит, приемы информационного воздействия уже не будут иметь на него влияния, потому что он будет их различать.
В этом - суть нашего проекта. В течение шести лекций по полтора часа каждая мы рассказываем о приемах, демонстрируем видеоматериалы и прочие примеры.
- Может быть вы назовете какие-нибудь примеры того, чему вы обучаете?
- На самом деле, конечно, об этом лучше не рассказывать в интервью, а просто последовательно изучить все материалы. Я могу рассказать, например, о том, как элементарно работает самый распространенный и самый мощный прием манипулятивного воздействия.
- И что же это за прием?
- Обусловливание. Создание условного рефлекса. То есть, воздействие на рефлексы человека на уровне стимула. Вспомним, например, рекламу шоколада, один из роликов. Хорошенькая молодая девушка входит в лифт и разворачивает шоколад - и сладостный голос диктора начинает нашептывать: "любовь... мечты..." Она начинает мечтать, грезит о молодом человеке, страстные объятия... Тут лифт открывается, она открывает глаза - и перед нею молодой человек. И нам снова напоминают название шоколада. То есть, мы видим ряд картин, которые содержат очень мощный сексуальный стимул, и теперь этот шоколад на подсознательном уровне будет восприниматься потребителем как предмет, обещающий любовь и какие-то невероятные сексуальные наслаждения. И потребитель будет покупать его не потому, что это продукт питания, и не потому, что он вкусный, а потому, что он обусловлен вот этими картинками и обещаниями. Сексуальный стимул - самый мощный стимул, он оказывает самое сильное влияние на рефлекторную зону. По этой причине он используется практически в 80 процентах рекламы. И все эти прекрасные образы и тела рекламируют шампуни, мебель - все что угодно.
- Но можем ли мы обезопасить себя осознанием этой связи, этого обусловливания?
- Привлекательным остается стимул, но потребитель уже видит, с помощью какого крючка его пытаются заставить купить товар. И он уже может самостоятельно и сознательно решать, нужен ли ему этот товар, и может разобраться, что именно тут для него привлекательно: джинсы или тело модели.
- Может быть, людей вполне устраивает такой мир, в котором ими управляют?
- Я думаю, что никто не хочет быть куклой. Вам знакомы такие люди, которые хотят, чтобы ими полностью управляли?
- Мне знакомы люди, которым не интересно, управляют ими или нет.
- Дело не в том, в чьих интересах они делают что-то, а в том, приносит ли вред или пользу такое манипулирование. Чаще манипулирование вредит человеку, его используют в своих интересах и во вред обществу. Поэтому я полагаю, что, когда человек осознает, что это ему вредит, он может сознательно от этого отказаться.
- Скажите, а вы пробовали предложить ваш проект для работы на государственном уровне?
- Еще в 2000 году я обратилась в Совет Безопасности с подробной разработкой, где подробным образом описывалось, как моделируется поведение потребителей наркотиков в СМИ. Через какое-то время человек, который должен был ответить на мое письмо, сказал мне, что они ничего не понимают, потому что нет соответствующих специалистов. Я тогда была страшно наивна, потому что не представляла, что в Совете Безопасности не может быть соответствующих специалистов, компетентных в определенных вопросах, касающихся государственной безопасности, в частности, информационной безопасности.
В итоге мне предложили обратиться в Институт социально-экономических проблем народонаселения к Наталье Михайловне Римашевской, и уже с ней мы обратились в Академию наук, нам предложили взять гранты и сделать эту работу. Сейчас у нас идет завершающий год разработки.