Памятуя о приближающейся (20 марта) первой годовщине со дня американо-английского нападения на Ирак, администрация Джорджа Буша усиленно насаждает тезис: после войны в Ираке в мире, мол, стало спокойнее. Такое впечатление, что мировое сообщество целиком зашорено, даже не замечает кровавого теракта в Мадриде, не видит ежедневных взрывов, убийств в самом Ираке.
Администрация США ошиблась не только в наличии у режима С. Хусейна оружия массового уничтожения. Дипломатия, ЦРУ и военные США абсолютно неправильно оценили внутреннюю конфессионально-национальную ситуацию, в силу которой иракским центральным властям удавалось десятилетиями удерживать страну от раскола и даже распада на три отдельных государства.
Любая власть продолжала реализовывать модель управления столь противоречивым государственным образованием, унаследованную еще от англичан. Суть этой модели всегда составляло всемерное укрепление контроля багдадских властей за нефтяными ресурсами страны, расположенными на севере и юге Ирака. При этом опорой любого режима были и остаются до сих пор представители арабского сунитского меньшинства. Из них рекрутировался костяк вооруженных сил Ирака, его политическая и экономическая элита.
В отношении же шиитского большинства и курдов Багдад со времен британского мандата ставил задачу максимальной изоляции этих "нетитульных" народов - от благ национального нефтяного богатства, залегающего, впрочем, именно под территориями, издавна заселенными курдами и шиитами.
В Вашингтоне не могли не понимать, что только сохранение сложившейся в ХХ веке парадигмы существования Ирака - "три в одном" практически и может обеспечить некоторую стабильность в регионе по завершении оккупации. Альтернатива такой политики - только распад страны и гражданская война всех против всех.
Самым мощным рычагом нынешнего иракского сопротивления американской оккупации были и остаются многочисленные, но пока разобщенные силы сунитского народа. Они объединяют и простых иракцев, не желающих мириться с оккупацией страны, и бывших военнослужащих, членов партии Баас и антисаддамовские группы. Политический спектр очень пестрый, а количество группировок исчисляется сотнями и даже тысячами. Объединяет их ненависть к агрессору и его пособникам, в число которых автоматически попадают все иракцы, замеченные в сотрудничестве с оккупантами.
Активность, в том числе террористическая, сунитов в центральной части страны вполне объяснима. Население "сунитского треугольника" в результате возможного распада страны на три части рискует остаться без прежних привилегий и столь привычных доходов от экспорта нефти. Это фактически означает экономическую и гуманитарную катастрофу для арабов-сунитов центра Ирака. Всеобщие демократические выборы по принципу один человек - один голос не сулят им ничего хорошего, так как их основные соперники составляют 65 процентов населения Ирака. Рычаги реальной власти уйдут из Багдада на юг. Остается бороться до конца, не останавливаясь перед опасностью широкомасштабной гражданской войны.
Курды, получившие благодаря войне в Персидском заливе в 1991 году экономическую (прежде всего нефтяную) де-факто автономию, стремятся не обострять отношений с обеими арабскими общинами. Однако о возврате к прежнему, зависимому от центра статусу иракского Курдистана, не может быть и речи.
У большинства наблюдателей сформировалось твердое мнение, что иракское сопротивление не относит более американских оккупантов к активным игрокам на своей территории. Сопротивление больше заботится о подготовке к масштабным внутренним столкновениям типа "стенка на стенку".
Основное объединяющее требование к американцам: "Вон из страны, и побыстрее!" Члены Временного правящего совета, сформированного американцами, рассматриваются народом как предатели и воры, благополучие которых зиждется на американских штыках.
В этой ситуации американским администраторам среднего звена не до "особой миссии" - лишь бы унести ноги из Ирака да спасти лицо".
Исключительно уместной представляется оценка сложившейся ситуации английской газетой "Гардиан": "США неспособны в одиночку управлять миром, даже злоупотребляя властью, так как мир, в свою очередь, так же управляет Соединенными Штатами".
Между тем
В КАНУН первой годовщины операции США и Великобритании в Ираке Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) проанализировал мнение россиян об эффективности действий американцев и англичан в этой стране. 62 процента россиян охарактеризовали операцию как преступление против иракского народа. Около четверти, соглашаясь с необходимостью свержения диктаторского режима Саддама Хусейна, заявили, что методы проведения военной акции были неадекватны. Лишь 4 процента полностью солидаризуются с позицией США в данном конфликте.