Новости

19.03.2004 05:40

Ядерную булаву - «Александру Невскому»

Сегодня на Севмаше закладывают подводный ракетоносец четвертого поколения

"Александр Невский" должен стать вторым в серии кораблей проекта 955 ("Борей") санкт-петербургского ЦКБ МТ "Рубин". Эти стратегические ракетоносцы призваны составить основу российского ВМФ в первой половине наступившего века. Строящийся на Севмаше головной корабль этой серии получил в день закладки имя "Юрий Долгорукий". И произошло это, напомним, не без влияния мэра Москвы, который в трудное время протянул руку помощи предприятию, по сути оставленному тогда без финансирования.

Первоначально эти подводные крейсера планировалось оснастить новым ракетным комплексом макеевского КБ машиностроения (г. Миасс). Однако серия неудач при испытаниях мощной твердотопливной ракеты с РГЧ, в том числе взрыв при показательном пуске 19 ноября 1997 года с полигона Ненокса в присутствии тогдашнего министра обороны Игоря Сергеева, побудили военное руководство пересмотреть состав ракетного вооружения для вновь строящихся кораблей. Была сделана ставка на новые разработки Московского института теплотехники (МИТ), который до этого специализировался на твердотопливных баллистических ракетах наземного базирования ("Пионер", "Тополь", "Тополь-М").

Для подводного старта Институтом теплотехники была заявлена новая система "Булава-30" с межконтинентальной твердотопливной ракетой, оснащенной РГЧ. Как уверяют разработчики, этот комплекс должен существенно превосходить американский аналог "Трайдент-2" по точности наведения и способности преодолевать систему ПРО. Однако создать универсальное оружие, которое было бы одинаково эффективно и при старте с земли (как "Тополь-М"), и при подводных пусках, оказалось делом весьма сложным.

Во многом именно этим объясняется тот факт, что "Юрий Долгорукий", первенец в серии кораблей четвертого поколения, заложенный 2 ноября 1996 года - семь с половиной лет назад, до сих пор еще в стапельном цехе. И на самом Севмаше не подтверждают появившихся накануне оптимистических прогнозов, что уже в будущем году "Долгорукий" может быть спущен на воду, а в 2006-м - пополнить боевой состав ВМФ...

Более того, накануне стала вакантной должность генерального директора Севмашпредприятия. Возглавлявший его с 1988 года Давид Пашаев подписал акт о передаче дел своему первому заместителю, главному инженеру завода Владимиру Пастухову. Некоторые комментаторы поспешили увязать эту отставку с недавно заключенным российско-индийским контрактом о ремонте и модернизации на Севмаше тяжелого авианесущего крейсера "Адмирал Горшков" - с последующей передачей его ВМС Индии. Появились утверждения, что гендиректора якобы "не устроила цена" за ремонт, установленная заказчиком, что он не согласился с жесткими сроками по этому контракту и вообще "испугался ответственности".

Сам Пашаев от публичных комментариев воздерживается, а те, кто давно с ним знаком, считают такие причины надуманными. На предприятии не для кого не секрет, что у их гендиректора в последнее время возникли проблемы со здоровьем. Из этических соображений об этом не говорили, да и он сам старался не показывать вида, заглушая личные заботы решением заводских проблем. Не время перечислять его заслуги, но главный результат налицо: Севмаш остается флагманом российского судостроения. Под руководством Пашаева он прошел через все рифы и пороги постсоветской действительности и сегодня являет собой дееспособное предприятие, "под завязку" загруженное заказами государственного значения.

P.S. 

Приказом по бывшему Россудостроению объявлен конкурс на замещение должности генерального директора ФГУП "ПО Севмашпредприятие". Для подачи заявок отведен месяц - с 16 марта по 16 апреля. Среди наиболее вероятных претендентов называют Владимира Пастухова, который исполняет обязанности генерального директора и сегодня будет командовать парадом на закладке "Александра Невского". Достойным кандидатом считают в Россудостроении и в самом Северодвинске Николая Калистратова, генерального директора "Звездочки" - второго по значению предприятия отрасли, специализирующегося на ремонте и модернизации подводных лодок. Не исключено, что и глава упраздненного Россудостроения Владимир Поспелов, выходец из Северодвинска, примет решение вернуться к истокам, чтобы возглавить многотысячный коллектив корабелов.

Русское оружие Компании ВПК Правительство Минобороны Военно-морской флот